Бюджетный якорь для эсминца

Бюджетный якорь для эсминца
Источник: Коммерсантъ

Строительство перспективного атомного эсминца "Лидер" откладывается как минимум до 2020 года. Первый с советских времен боевой корабль первого ранга не попадет в государственную программу вооружений, сообщили источники "Ъ" на рынке. Отказ Минобороны от эсминца вызвал новую волну споров вокруг необходимости реконструкции Северной верфи. Модернизация планировалась именно под эсминец, а теперь в ней нет необходимости, считают ее противники. В ОСК, напротив, уверены, что стапель на Северной верфи позволит выполнять гражданские заказы, поэтому возведение его необходимо.

Перспективный атомный эсминец "Лидер" стал первым крупным судостроительным проектом, павшим жертвой бюджетного кризиса. Боевой корабль, стоимость которого, по разным оценкам, колебалась в районе 30-40 млрд рублей, не попал в государственную программу вооружений (ГПВ), рассчитанную на период с 2017 до 2025 года, сообщили "Ъ" источники в ОПК Петербурга. ГПВ рассчитывается на десять лет, но согласовывается каждые пять лет. Новая программа вооружений должна была начать действовать еще в 2015 году, но из-за введения санкций в 2014 году и резкого обвала курса рубля было принято решение отложить новое согласование на полтора года.

Непопадание корабля в программу не означает окончательного отказа от него: к моменту следующего согласования ГПВ накануне 2020 года "Лидер" может оказаться в новой программе, если на него найдут деньги.

Главный редактор журнала "Экспорт вооружений" Андрей Фролов полагает, что в Министерстве обороны отказались от "Лидера" в пользу фрегатов проекта 22350, которые строятся на Северной верфи. "Лучше иметь пять фрегатов, чем два эсминца. Если эсминец уходит на плановый ремонт, на вооружении останется только один современный боевой корабль, что существенно снижает обороноспособность", — объясняет эксперт. Господин Фролов отмечает, что на вооружении ВМФ осталось мало кораблей 1-го ранга, все они построены в СССР. "По всей видимости, с 2020 года их будут списывать", — полагает он. Но сегодня гораздо актуальнее развитие минно-тральных сил и кораблей ближней морской зоны. "Последние события показали, что России нужны не эсминцы, а десантные корабли. В последнее время они крайне востребованны", — сказал Андрей Фролов.

Отказ от строительства "Лидера" может потянуть за собой другие судостроительные проекты. Так, модернизация входящего в ОСК завода "Северная верфь", включающая строительство стапельной плиты и эллинга, была запланирована, в первую очередь, под строительство эскадренного миноносца.

Собеседник "Ъ" в судостроительной отрасли полагает, что теперь модернизация Северной верфи не нужна. "Продуктивнее будет построить сухой док на Балтийском заводе, он обойдется в 12 млрд рублей", — уверен собеседник "Ъ". Проект реконструкции Северной верфи в существующем виде не раз подвергался критике. Судостроители полагают, что уменьшить трудоемкость производства позволит только сухой док. От его строительства в ОСК отказались для экономии средств. Как заявил в апреле вице-президент ОСК, гендиректор Северной верфи Игорь Пономарев, стоимость модернизации составит 26 млрд рублей. По его словам, стапель позволит расширить линейку выпускаемой продукции до фрегатов нового поколения, десантных кораблей, газовозов и нефтеналивных танкеров.

Между тем, судостроители полагают, что отказ от сухого дока в Петербурге приведет к утрате позиций города как судостроительного центра. Судостроительные центры будут смещаться туда, где есть возможность строить современные крупнотоннажные корабли: на Дальний Восток, где "Роснефть" строит завод "Звезда", в Северодвинск ("Севмаш") и в Крым, где восстанавливается завод "Залив".

Тем не менее, в ОСК не намерены отказываться от идеи реконструкции Северной верфи. "В настоящий момент госпрограмма вооружений не утверждена. Делать какие-либо выводы относительно ее содержания преждевременно. Реконструкция Северной верфи ведется в рамках ранее принятых решений и под те задачи, которые уже поставлены перед заводом", — прокомментировали в пресс-службе корпорации.


Герман Костринский