В центре внимания
Алексей Кротовский о новой книге Центра АСТ
Заместитель директора Центра АСТ Константин Макиенко об армяно-азербайджанском конфликте

Двигатели плывут в «Калашников»

Двигатели плывут в «Калашников»
Источник: Коммерсантъ
Как стало известно “Ъ”, концерн «Калашников» планирует приобрести контрольный пакет акций группы компаний Кингисеппского машиностроительного завода (КМЗ). Предприятие занимается производством и ремонтом дизельных двигателей и газотурбинных установок, в том числе осваивает сервис турбин, произведенных на Украине. По данным “Ъ”, с этой покупкой «Калашников» рассчитывает не только расширить свой судостроительный кластер, но также наладить выпуск двигателей для кораблей.

О решении «Калашникова» выкупить контрольный пакет акций группы компаний КМЗ (в нее входят ООО «Дизельзипсервис» и ООО «Кингисеппский машиностроительный завод») рассказал “Ъ” источник в судостроительной отрасли. Сделка еще в процессе, но уже идет оформление, говорит собеседник, отказавшись, впрочем, назвать ее сумму. В «Калашникове» факт переговоров “Ъ” официально подтвердили: «Это часть нашей стратегии и расширение компетенций в сервисе — в том числе, речь идет о синергии в сфере судостроения».


КМЗ занимается производством, ремонтом и поставками дизельного, газотурбинного и палубного оборудования двойного назначения. Выступает головным исполнителем ряда контрактов в рамках гособоронзаказа, а также работает в кооперации: например, поставлял прибалтийскому судостроительному заводу «Янтарь» (Калининград) якорно-швартовое оборудование для большого десантного корабля проекта 11711 («Иван Грен») и океанографического исследовательского судна проекта 22010 (шифр «Крюйс»). Помимо производства собственной продукции КМЗ осуществляет ремонт и техническое обслуживание отечественных и зарубежных судовых газотурбинных и дизельных двигателей, в том числе из Украины (производства «Зоря-Машпроект»). А осенью 2017 года завод прошел комплексный аудит, подтвердив возможность производства судовых дизельных двигателей семейств М-50 и М-500 для нужд ВМФ РФ и погранслужбы ФСБ. Отметим, что ремонтом таких же двигателей собирается заниматься феодосийский судомеханический завод (см. “Ъ” от 7 декабря 2017 года). Отраслевой источник говорит, что речь пойдет о «разделении труда»: крымское предприятие займется ремонтом дизельных двигателей для Черноморского флота, а остальной заказ себе сможет забрать петербургское предприятие. Главный вопрос заключается в ремонте двигателей, которые уже эксплуатируются в ВМФ РФ, говорит источник.

Как отметил собеседник “Ъ” в оборонной промышленности, покупка КМЗ связана с желанием концерна «развивать новое направление бизнеса». Другой источник “Ъ” подчеркнул, что в данном случае речь идет о развитии судостроительного кластера «Калашникова», но уже с упором на полный цикл. Напомним, в 2016–2017 годах концерн получил Рыбинскую верфь и СЗ «Вымпел», покупает «Верфь братьев Нобель», ведет переговоры по Сосновскому судостроительному заводу. Кроме того, ожидается вхождение в госкорпорацию «Ростех» (с дальнейшей передачей в управление «Калашникову») феодосийского завода «Море».

Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов считает, что на руку концерну «Калашников» и его руководству играет, в частности, нынешнее состояние судостроительной отрасли. «Коэффициент полезного действия у Объединенной судостроительной корпорации сейчас на низком уровне, что вызывает недовольство у всех заказчиков, в том числе и у Минобороны»,— считает эксперт, отмечая, что в такой ситуации у частных игроков появляется реальный шанс закрепиться на рынке.