Казахстан закупит российские ударные вертолеты на сумму до $600 млн
Алексей Никольский
До конца этого года «Рособоронэкспорт» планирует поставить в Казахстан первые четыре ударных вертолета Ми-35М, контракт с министерством обороны Казахстана был подписан в 2015 г., сообщил «Ведомостям» человек, близкий к руководству госкорпорации «Ростех». В среду на оборонной выставке KADEX в Астане заместитель гендиректора «Вертолетов России» Александр Щербинин заявил, что машины этого типа будут поставлены до конца года, но не уточнил их количество. Человек, близкий к министерству обороны Казахстана, сообщил, что общее количество боевых вертолетов этого типа, закупаемых для вооруженных сил республики, может достигнуть
Получить комментарии представителей минобороны Казахстана и «Вертолетов России» не удалось, в «Рособоронэкспорте» отказались от комментариев.
Стоимость четырех машин типа Ми-35М составляет около $80 млн, а 30 машин, соответственно, около $600 млн. Эти машины должны будут заменить в казахстанской армии вертолеты Ми-24 советского производства, срок службы которых составляет около 30 лет. Ми-35М созданы в результате глубокой модернизации Ми-24.
Фактически речь идет о той же схеме, по которой Казахстан закупает у России многофункциональные истребители Су-30СМ, отмечает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. В 2015 г. было закуплено четыре истребителя, в 2016 г. планируется закупить семь машин, а всего воздушные силы Казахстана планируют приобрести до 24 машин. Очевидно, что, как и в случае решения о закупке истребителей Су-30СМ, Казахстан решил минимизировать технические риски и закупить уже отработанную машину — при этом «Вертолеты России» давно серийно производят и начали экспортировать ударные вертолеты нового поколения Ми-28 и Ка-52, говорит эксперт. Контракт на поставку боевых вертолетов достался российскому производителю не просто так, в силу союзнических отношений России и Казахстана, а фактически в условиях соревнования с сильным западным конкурентом — Airbus Helicopters (бывшая Eurocopter), замечает Макиенко. Несколько лет назад в Астане было создано СП Airbus Helicopters и местной госкомпанией «Казахстан инжиниринг» по сборке нескольких типов европейских вертолетов для гражданских и военных структур республики, напоминает эксперт.
Airbus Helicopters расширяет позиции и в других странах Центральной Азии, например в Узбекистане и Туркмении, говорит человек, близкий к ОДКБ: в эти страны поставляются военные транспортные вертолеты H 225 Cougar, которые по грузоподъемности являются аналогом Ми-8/17. Эти страны активно закупают и другое оружие не российского происхождения. Это затруднит взаимодействие с ними, если России придется сотрудничать с этими странами в обеспечении безопасности, заключает собеседник «Ведомостей».