В центре внимания
Интервью директора ЦАСТ Руслана Пухова журналу «Историк»
Статья директора ЦАСТ Руслана Пухова для журнала «Россия в глобальной политике»

Кто охотится за «Ночным охотником»

Кто охотится за «Ночным охотником»
Источник: Газета.Ru

Екатерина Згировская


Серийное производство новой экспортной версии боевых вертолетов Ми-28НЭ «Ночной охотник» стартовало на заводе в Ростове-на-Дону. По данным источника «Газеты.Ru» в системе военно-технического сотрудничества (ВТС), этот современный российский ударный вертолет, уже закупленный Ираком, хотят приобрести в Бразилии, Вьетнаме и странах Северной Африки.

Новую модификацию российского боевого вертолета Ми-28НЭ «Ночной охотник» с двойным управлением запустили в серийное производство в Ростове-на-Дону на заводе «Роствертол» холдинга «Ростеха» «Вертолеты России». Производители поясняют отличие от используемой сегодня версии этой машины тем, что двойная система управления вертолета позволит упростить процесс обучения пилотов: управлять машиной можно будет как из кабины летчика, так и из кабины летчика-оператора, выполняющего функции инструктора.

«В новом вертолете увеличен рабочий объем кабины экипажа, установлены современные энергопоглощающие кресла. В числе наиболее ценных преимуществ Ми-28НЭ с двойным управлением не только его маневренность и возможность круглосуточного применения, но и огневая мощь. Вооружение вертолета включает управляемое и неуправляемое ракетное вооружение, а также подвижную установку, оснащенную пушкой калибра 30 мм», — добавляют на предприятии.

Спроектированный Московским вертолетным заводом имени Миля боевой вертолет Ми-28Н «Ночной охотник» (в экспортном варианте Ми-28НЭ) — это ударный вертолет (экипаж два человека), предназначенный для поиска и уничтожения танков, бронированной и небронированной техники, а также пехоты противника на поле боя и малоскоростных воздушных целей. Он может нести управляемое и неуправляемое ракетное оружие. Вертолет способен действовать днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях — отсюда и его название «Ночной охотник».

На ленте новостей РИА «Новости» в среду, 16 марта, появилось сообщение со ссылкой на разработчиков о том, что «Россия подписала два новых контракта на экспорт боевых вертолетов «Ночной охотник». «Уникальные возможности нового боевого вертолета открывают отличные перспективы для его реализации как в России, так и за ее пределами. В настоящее время подписано два контракта на поставку Ми-28НЭ с двойным управлением за рубеж», — цитирует агентство слова официального представителя «Вертолетов России». В заявлении не уточняется, какие именно страны законтрактовали «Ночных охотников».

Информацию о подписании «двух новых контрактов» на Ми-28НЭ «Газете.Ru» единственный российский спецэкспортер вооружения и техники «Рособоронэкспорт» не прокомментировал. Официально «Рособоронэкспорт» подтверждает только продажу и поставку «Ночных охотников» в Ирак.

По данным открытых источников, контракт между РФ и Ираком был подписан в 2012 году. Предполагалась поставка 40 Ми-28НЭ в рамках более крупного пакетного соглашения на общую сумму $4,3 млрд. Контракт включает также обучение пилотов и технического персонала и поставку вооружения для вертолета. Напомним, что официальный представитель министерства обороны Ирака Насыр Нури Мухаммад в декабре объявил о получении ведомством двух Ми-28 из России: «Утром 10 декабря министерство обороны получило два ударных вертолета Ми-28НЭ „Ночной охотник“ в рамках контракта с Российской Федерацией. Прибытие этих двух вертолетов считается качественным превосходным дополнением к возможностям авиации армии Ирака», — отмечалось в заявлении.

В открытой печати упоминаются также контракт на Ми-28НЭ, заключенный с Египтом в феврале 2014 года. Также СМИ писали о контракте с Алжиром на 42 машины.

Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов считает, что речь не идет о новых контрактах, а имелись в виду именно всем известные договоры с Ираком и Алжиром. «Я исполнен скепсиса, скорее всего, и имеются в виду Алжир и Ирак. Таким контрактам предшествуют масштабные переговоры, приезды делегаций, такие вещи скрыть невозможно. Наверняка есть презентации, какие-то обмены мнений, наверное, Вьетнаму и Ирану это может быть интересно», — сказал он «Газете.Ru».

Он пояснил, что заказчиком таких высокотехнологичных, дорогих и чисто боевых (ударных) вертолетов может быть только страна с устойчивым экономическим положением и которой нужно обновлять парк. «Это вертолет-солдат, вертолет-убийца, хищник, поэтому ограничен круг пользователей, которым нужен именно ударный вертолет, а не ударно-транспортные, как Ми-8 и Ми-17, — это такая дорогая игрушка. Соответственно, ожидать, что он будет продаваться сотнями штук в десятки стран, не приходится. Рынок потребителей этих вертолетов ограничен — посмотрите, сколько ударных вертолетов продали наши конкуренты», — говорит Пухов.

Кроме того, он отметил, что многие страны более охотно бы закупили ударные вертолеты предыдущего поколения, такие как экспортная машина Ми-35 (ранее Ми-24), так как этих вертолетов вполне достаточно для решения ряда боевых задач, но стоят они гораздо дешевле.

Как сообщил «Газете.Ru» источник в системе военно-технического сотрудничества, интерес к Ми-28НЭ у зарубежных клиентов большой, переговоры с разными странами находятся на разных стадиях. «Сейчас более десяти стран проявляют интерес к Ми-28НЭ. Им вручены рекламные материалы, проведены презентации, ведется дальнейшая работа. Есть и еще страны, которые интересуются этой машиной, но взаимодействие с ними пока не на таком уровне», — говорит собеседник.

«Что касается регионов, это страны СНГ и ОДКБ, Латинская Америка, в том числе Бразилия. В Юго-Восточной Азии — это Вьетнам, Малайзия, Таиланд и еще некоторые. Кроме того, это Бахрейн и Иран, страны Северной Африки, а также страны Африки ниже Сахары, в частности Камерун», — сказал источник.

Очевидно, что под «странами Северной Африки» вполне могут подразумеваться как раз выше упомянутые Египет и Алжир.

Военно-воздушные силы России приняли Ми-28Н как основной перспективный боевой вертолет будущего в 2002 году, не дожидаясь завершения испытаний. Распоряжение о принятии его на вооружение было подписано в 2003 году.

Ми-28 способен исполнять различные фигуры пилотажа: петлю Нестерова, переворот Иммельмана, бочку, полет боком, полет назад, вбок со скоростью до 100 км/ч, разворот с угловой скоростью до 117 град./с, максимальная угловая скорость крена более 100 град./с. В России даже создана уникальная пилотажная группа из этих винтокрылых машин «Беркуты», один из пилотов которой погиб при аварии во время демонстрационного полета в августе 2015 года под Рязанью.

Как поясняют в пресс-службе «Вертолетов России», программа модернизации вертолета Ми-28НЭ в вариант Ми-28НЭ с двойным управлением была реализована «Роствертолом» совместно с Московским вертолетным заводом имени Миля: опытный образец был изготовлен в 2014 году, а в конце 2015 года завершились государственные совместные испытания. «Все жизненно важные системы и агрегаты вертолета дублированы. Кабина экипажа надежно бронирована, что обеспечивает защиту от бронебойных пуль и снарядов калибра до 20 мм. Экипаж вертолета расположен в кабине тандемно, благодаря чему достигается хороший обзор и эффективная защита летчиков. Эргономика кабины доведена конструкторами „Ночного охотника“ до совершенства», — отмечают производители.

Согласно заявлению разработчиков, устойчивость к боевым повреждениям машины достигается за счет применения новейших материалов и конструктивных решений. Лопасти несущего винта Ми-28НЭ с двойным управлением сделаны из композиционных материалов — это позволяет безопасно завершить полет при попадании в них снарядов калибра 20–30 мм.

Конструкция топливной системы исключает взрыв или возгорание топлива. Помимо прочего вертолет отличается минимально возможной заметностью для наземных средств ПВО. Он оснащен интегрированным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования, применение которого с использованием картографической информации позволяет осуществлять поиск, обнаружение и распознавание наземных и воздушных целей, определение их координат и выдачу целеуказания на наземные и воздушные командные пункты.