Пухов допустил передачу французских истребителей-бомбардировщиков «Мираж» Украине
Парижская Le Figaro сообщает, что на французских авиабазах Мон-де-Марсан и Нанси уже полтора месяца проходят обучение украинские военные – 30 человек летного и технического состава. Их учат летать и обслуживать французские истребители-бомбардировщики Mirage 2000 («Мираж»). По данным Le Figaro, Франция собирается передать Украине 10 таких самолетов. Официальный Киев опроверг эту информацию. Официальный Париж – нет.
Сообщение Le Figaro для «МК» прокомментировал российский военный аналитик, директор московского Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), член Общественного совета при Минобороны РФ Руслан Пухов.
Специалисты считают, что сам факт передачи Киеву французских «Миражей» – а это современный многоцелевой истребитель четвертого поколения – станет серьезной эскалацией и повышением градуса боевых действий на Украине. При этом ход военной компании в пользу ВСУ не переломит.
Французские «Миражи», хотя и входят в пятерку лучших истребителей мира, имеют массу проблем. Чтобы уверенно овладеть всеми техническими особенностями этой машины, нужно довольно много времени. «Миражи» слишком капризны в управлении и требуют от летчика практически виртуозного мастерства, для чего, считают специалисты, необходимо осваивать этот самолет несколько лет. Кроме того, французские самолеты нуждаются в очень нежном техническом обслуживании. Так что упор при обучении украинских специалистов, считают эксперты, французам приходится делать не столько даже на летную подготовку, сколько на инженерную подготовку технического состава.
Для предполетной и послеполетной подготовки «Миражей» требуется серьезная наземная инфраструктура, которой на украинских аэродромах, естественно, нет. Поставить и отладить ее – дополнительная проблема. Конечно, при условии, что «Миражи» будут взлетать с украинских аэродромов. Это, кстати, тоже проблематично. Для взлета-посадки французских самолетов нужны почти идеальные полосы. А для полетов – особым образом очищенный керосин. Короче говоря, вся эта французская помощь может стать для украинских ВВС большой головной болью.
Правда, представитель Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат пока опровергает информацию Le Figaro, заявив, что для украинских летчиков во Франции всего лишь организованы курсы авианаводчиков, выживания и другие, но никак не по обучению полетов на «Миражах».
- Вряд ли крупнейшая французская газета, связанная с правящими кругами, распространила непроверенную информацию, - считает Руслан Пухов. - Франция, напомню, в своей политике уже неоднократно пыталась проявить «лидерство» среди западных стран, активно вооружающих Украину. В апреле прошлого года французы первыми передали Киеву 155-мм самоходные гаубицы (CAESAR), осенью первыми объявили о предоставлении Украине зенитных ракетных комплексов, а в начале этого года – бронированных машин с тяжелым пушечным вооружением («колесных танков») AMX-10RC. Так что вполне вероятно, что и сейчас Франция снова хочет сделать, своего рода, «демонстративную затравку», открыв тем самым «политические шлюзы» для возможной передачи боевых самолетов Украине другим странам. В первую очередь, США. Не исключаю даже, что это мероприятие осуществляется в тесной координации с Вашингтоном.
- Как-то сложно в такое поверить. Мы в России всегда считали, что Франция нам ближе других европейских стран. Париж, Лувр, великая французская революция, эскадрилья «Нормандия-Неман», генерал Де Голль, российско-французская дружба – мы были на этом воспитаны.
- Да, здесь действительно бытует мнение, что у нас с французами особые отношения. Французы якобы к нам очень хорошо относятся. На самом деле, это популярное заблуждение. Я не говорю про народ, но французская элита к нам относится плохо. Точно так же, как английская или американская.
Хочу напомнить: когда в Югославии началась гражданская война и боснийские сербы воевали с мусульманами в Боснии, то первым, кто предложил бомбить сербов, был министр обороны Франции Франсуа Леотар.
Даже американцам на тот момент это казалось немыслимым. А французы, которые всегда себя позиционировали, как друзья и союзники сербов, посчитали это нормальным. И очень решительно приступили к бомбардировкам.
- Тогда ведь тоже для этого отправили «Миражи»?
- Да. И в августе 1995 года во время бомбардировок сербских позиций один из этих самолетов был сбит. Летчики катапультировались, попали в плен. Вызволить их потом помогала российская служба внешней разведки.
- Ну вот: очередной пример наших особых отношений!
- Особых… У нас, говоря об особых отношениях с французами, часто вспоминают летчиков эскадрильи «Нормандия-Неман», прошедших славный путь от Курской дуги до Кенигсберга. Но при этом забывают, что последними верными защитниками Гитлера в апреле и мае 1945 года были юнцы из немецкой «Гитлерюгенд» и французская добровольческая пехотная дивизия СС «Шарлемань». Ее военнослужащие сознательно остались умирать в Берлине только потому, что Гитлер им был близок, а Страна Советов - нет. Так что вся нынешняя история с «Миражами» вполне вписывается во французскую историческую традицию.
- При этом французские власти ведь официально не объявляли, что готовят украинских летчиков для своих «Миражей» и собираются отправить их в Киев вместе с самолетами?
- А вы считаете - должны? Вообще-то, президент Франции Эммануэль Макрон ранее говорил, что он этого не исключает. А министр вооруженных сил Франции Себастьян Лекорню в феврале заявил, что Франция может открыть «программу обучения украинских летчиков на истребителях западного образца». О чем это все? Только о том, что эти планы существуют. И посвящать в них всех совсем не обязательно.
Тем более, у французов есть опыт проведения подобного рода тайных тренировок лётчиков. В 1982 году перед войной Британии и Аргентины за Фолклендские острова, буквально накануне боевых действий, они провели у себя тайный тренинг аргентинских пилотов. Именно поэтому те потом в бою так успешно использовали французские ракеты Exocet.
В тот момент французы официально занимали позицию «мы за мир во всём мире», но, зная, что будет война, постарались показать англичанам «дулю». Просто об этом мало кто знает – в то время у прессы не было таких возможностей, как сейчас, раструбить про это на весь мир.
Так что примеры истинной «французской дружбы» тоже имеют свои исторические корни. А ведь с англичанами французы в любом случае связаны больше, чем с нами. Они их соседи. Так если уж своим соседям в 1982-м не постеснялись нагадить, то русским мужикам сделать что-то подобное в 2023-м – «святое дело».
- А у Парижа чисто технически есть возможность поставить «Миражи» Киеву? Самим-то что-нибудь останется? И если могут поставить, то в какие сроки?
- Сейчас воздушно-космические силы Франции – они у них называются так же, как в России – имеют в строю 65 двухместных истребителей-бомбардировщиков Mirage 2000D, 27 используемых для ПВО одноместных истребителей Mirage 2000-5F и семь двухместных учебно-боевых истребителей Mirage 2000B. Истребители Mirage 2000-5F уже в ближайшие годы планируется заменить новыми Dassault Rafale. А вот 55 истребителей-бомбардировщиков Mirage 2000D планируется модернизировать, чтобы сохранить в строю минимум до 2030-го.
Так что «свободные» самолеты Mirage 2000 для возможной передачи их Украине у Франции есть. Хотя в любом случае такая поставка – дело, видимо, не самого ближайшего будущего. Но первый шаг для этого, похоже, уже сделан.
Ольга Божьева
Сообщение Le Figaro для «МК» прокомментировал российский военный аналитик, директор московского Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), член Общественного совета при Минобороны РФ Руслан Пухов.
Специалисты считают, что сам факт передачи Киеву французских «Миражей» – а это современный многоцелевой истребитель четвертого поколения – станет серьезной эскалацией и повышением градуса боевых действий на Украине. При этом ход военной компании в пользу ВСУ не переломит.
Французские «Миражи», хотя и входят в пятерку лучших истребителей мира, имеют массу проблем. Чтобы уверенно овладеть всеми техническими особенностями этой машины, нужно довольно много времени. «Миражи» слишком капризны в управлении и требуют от летчика практически виртуозного мастерства, для чего, считают специалисты, необходимо осваивать этот самолет несколько лет. Кроме того, французские самолеты нуждаются в очень нежном техническом обслуживании. Так что упор при обучении украинских специалистов, считают эксперты, французам приходится делать не столько даже на летную подготовку, сколько на инженерную подготовку технического состава.
Для предполетной и послеполетной подготовки «Миражей» требуется серьезная наземная инфраструктура, которой на украинских аэродромах, естественно, нет. Поставить и отладить ее – дополнительная проблема. Конечно, при условии, что «Миражи» будут взлетать с украинских аэродромов. Это, кстати, тоже проблематично. Для взлета-посадки французских самолетов нужны почти идеальные полосы. А для полетов – особым образом очищенный керосин. Короче говоря, вся эта французская помощь может стать для украинских ВВС большой головной болью.
Правда, представитель Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат пока опровергает информацию Le Figaro, заявив, что для украинских летчиков во Франции всего лишь организованы курсы авианаводчиков, выживания и другие, но никак не по обучению полетов на «Миражах».
- Вряд ли крупнейшая французская газета, связанная с правящими кругами, распространила непроверенную информацию, - считает Руслан Пухов. - Франция, напомню, в своей политике уже неоднократно пыталась проявить «лидерство» среди западных стран, активно вооружающих Украину. В апреле прошлого года французы первыми передали Киеву 155-мм самоходные гаубицы (CAESAR), осенью первыми объявили о предоставлении Украине зенитных ракетных комплексов, а в начале этого года – бронированных машин с тяжелым пушечным вооружением («колесных танков») AMX-10RC. Так что вполне вероятно, что и сейчас Франция снова хочет сделать, своего рода, «демонстративную затравку», открыв тем самым «политические шлюзы» для возможной передачи боевых самолетов Украине другим странам. В первую очередь, США. Не исключаю даже, что это мероприятие осуществляется в тесной координации с Вашингтоном.
- Как-то сложно в такое поверить. Мы в России всегда считали, что Франция нам ближе других европейских стран. Париж, Лувр, великая французская революция, эскадрилья «Нормандия-Неман», генерал Де Голль, российско-французская дружба – мы были на этом воспитаны.
- Да, здесь действительно бытует мнение, что у нас с французами особые отношения. Французы якобы к нам очень хорошо относятся. На самом деле, это популярное заблуждение. Я не говорю про народ, но французская элита к нам относится плохо. Точно так же, как английская или американская.
Хочу напомнить: когда в Югославии началась гражданская война и боснийские сербы воевали с мусульманами в Боснии, то первым, кто предложил бомбить сербов, был министр обороны Франции Франсуа Леотар.
Даже американцам на тот момент это казалось немыслимым. А французы, которые всегда себя позиционировали, как друзья и союзники сербов, посчитали это нормальным. И очень решительно приступили к бомбардировкам.
- Тогда ведь тоже для этого отправили «Миражи»?
- Да. И в августе 1995 года во время бомбардировок сербских позиций один из этих самолетов был сбит. Летчики катапультировались, попали в плен. Вызволить их потом помогала российская служба внешней разведки.
- Ну вот: очередной пример наших особых отношений!
- Особых… У нас, говоря об особых отношениях с французами, часто вспоминают летчиков эскадрильи «Нормандия-Неман», прошедших славный путь от Курской дуги до Кенигсберга. Но при этом забывают, что последними верными защитниками Гитлера в апреле и мае 1945 года были юнцы из немецкой «Гитлерюгенд» и французская добровольческая пехотная дивизия СС «Шарлемань». Ее военнослужащие сознательно остались умирать в Берлине только потому, что Гитлер им был близок, а Страна Советов - нет. Так что вся нынешняя история с «Миражами» вполне вписывается во французскую историческую традицию.
- При этом французские власти ведь официально не объявляли, что готовят украинских летчиков для своих «Миражей» и собираются отправить их в Киев вместе с самолетами?
- А вы считаете - должны? Вообще-то, президент Франции Эммануэль Макрон ранее говорил, что он этого не исключает. А министр вооруженных сил Франции Себастьян Лекорню в феврале заявил, что Франция может открыть «программу обучения украинских летчиков на истребителях западного образца». О чем это все? Только о том, что эти планы существуют. И посвящать в них всех совсем не обязательно.
Тем более, у французов есть опыт проведения подобного рода тайных тренировок лётчиков. В 1982 году перед войной Британии и Аргентины за Фолклендские острова, буквально накануне боевых действий, они провели у себя тайный тренинг аргентинских пилотов. Именно поэтому те потом в бою так успешно использовали французские ракеты Exocet.
В тот момент французы официально занимали позицию «мы за мир во всём мире», но, зная, что будет война, постарались показать англичанам «дулю». Просто об этом мало кто знает – в то время у прессы не было таких возможностей, как сейчас, раструбить про это на весь мир.
Так что примеры истинной «французской дружбы» тоже имеют свои исторические корни. А ведь с англичанами французы в любом случае связаны больше, чем с нами. Они их соседи. Так если уж своим соседям в 1982-м не постеснялись нагадить, то русским мужикам сделать что-то подобное в 2023-м – «святое дело».
- А у Парижа чисто технически есть возможность поставить «Миражи» Киеву? Самим-то что-нибудь останется? И если могут поставить, то в какие сроки?
- Сейчас воздушно-космические силы Франции – они у них называются так же, как в России – имеют в строю 65 двухместных истребителей-бомбардировщиков Mirage 2000D, 27 используемых для ПВО одноместных истребителей Mirage 2000-5F и семь двухместных учебно-боевых истребителей Mirage 2000B. Истребители Mirage 2000-5F уже в ближайшие годы планируется заменить новыми Dassault Rafale. А вот 55 истребителей-бомбардировщиков Mirage 2000D планируется модернизировать, чтобы сохранить в строю минимум до 2030-го.
Так что «свободные» самолеты Mirage 2000 для возможной передачи их Украине у Франции есть. Хотя в любом случае такая поставка – дело, видимо, не самого ближайшего будущего. Но первый шаг для этого, похоже, уже сделан.
Ольга Божьева