Минфин готов направить каждый пятый бюджетный рубль на "оборонку"
МОСКВА, 4 окт – ПРАЙМ, Наталья Карнова. Минфин предложил увеличить засекреченную часть расходов бюджета-2016 почти на 680 млрд рублей. Если предложение будет принято, доля секретных трат в бюджете достигнет 22% расходной части - 3,66 трлн рублей. Это максимальное значение за всю современную историю России. Годом ранее доля секретных расходов равнялась 20%, а в этом году, как предполагал действующий закон о бюджете, должна была снизиться до 18,5%.
Возможность увеличить "секретные расходы" появилась благодаря снижению некоторых социальных расходов и трат на содержание госаппарата.
Согласно данным РАНХиГС и Института Гайдара, в прошлом году засекреченных расходов больше всего было в статье "Национальная оборона" - 67%.
"Практически все, что связано с секретными расходами бюджета, относится к военным закупкам, - подтвердил заведующий лабораторией военной экономики Института Гайдара Василий Зацепин. - Программа вооружения разрабатывалась в 2010 году, когда ситуация в экономике была гораздо более стабильной, не было санкций. Тогда казалось, что схема предоставления госгарантий бюджета предприятиям под взятые кредиты на поставки военной техники окажется оптимальной".
Однако экономический кризис, связанный с падением цен на нефть и западными санкциями, нарушил эти планы. Предприятиям пришла пора отдавать взятые в банках 3-5 лет назад кредиты, а объем продаж упал, и перекредитоваться за рубежом они не могут. В такой ситуации государство вынуждено частично отдавать за них долги и источником средств для этого, вероятно и стал бюджет, поясняет эксперт.
Общие расходы бюджета по статье "Национальная оборона" в текущем году составят 3,157 трлн рублей или порядка 20% от всей расходной части. В целом военные расходы можно разделить на три составляющие, рассуждает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.
Во-первых, это учения и военные операции. Несмотря на завершение фазы активного участия в сирийском конфликте, Россия сохранила в регионе крупную группировку и поддержание ее работы требует значительного финансирования.
Во-вторых, в последние годы растут траты на привлечение россиян на военную службу. Это и военная ипотека, денежное довольствие, страхование и медицина.
В-третьих, это программа перевооружения, которая достигла пика и свернуть ее без ущерба не получится. Уже проплачены многие контракты, начатые разработки нуждаются в завершени, а уже зарекомендовавшая себя новая техника - в тиражировании для нужд своей армии и покупателей.
За 10 лет планируется довести число современных образцов военной техники на вооружении армии с 30-50% до 70%, что сопоставимо с уровнем развитых стран, рассказал представитель Института Гайдара. Поэтому переоснащение армии ведется на адекватном уровне для сохранения боеспособности и противостояния угрозам.
Другое дело, что расходы на программу вооружения уже в 1,5 раза превысили согласованный в Минфине в 2020 году лимит в 20 трлн рублей, и пока не собираются снижаться. Так, предоставление гарантий на выполнение гособоронзаказа в текущем году вырастет с плановых 600 млрд более чем вдвое - до 1,44 трлн рублей.
Возможность увеличить "секретные расходы" появилась благодаря снижению некоторых социальных расходов и трат на содержание госаппарата.
Согласно данным РАНХиГС и Института Гайдара, в прошлом году засекреченных расходов больше всего было в статье "Национальная оборона" - 67%.
"Практически все, что связано с секретными расходами бюджета, относится к военным закупкам, - подтвердил заведующий лабораторией военной экономики Института Гайдара Василий Зацепин. - Программа вооружения разрабатывалась в 2010 году, когда ситуация в экономике была гораздо более стабильной, не было санкций. Тогда казалось, что схема предоставления госгарантий бюджета предприятиям под взятые кредиты на поставки военной техники окажется оптимальной".
Однако экономический кризис, связанный с падением цен на нефть и западными санкциями, нарушил эти планы. Предприятиям пришла пора отдавать взятые в банках 3-5 лет назад кредиты, а объем продаж упал, и перекредитоваться за рубежом они не могут. В такой ситуации государство вынуждено частично отдавать за них долги и источником средств для этого, вероятно и стал бюджет, поясняет эксперт.
Общие расходы бюджета по статье "Национальная оборона" в текущем году составят 3,157 трлн рублей или порядка 20% от всей расходной части. В целом военные расходы можно разделить на три составляющие, рассуждает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.
Во-первых, это учения и военные операции. Несмотря на завершение фазы активного участия в сирийском конфликте, Россия сохранила в регионе крупную группировку и поддержание ее работы требует значительного финансирования.
Во-вторых, в последние годы растут траты на привлечение россиян на военную службу. Это и военная ипотека, денежное довольствие, страхование и медицина.
В-третьих, это программа перевооружения, которая достигла пика и свернуть ее без ущерба не получится. Уже проплачены многие контракты, начатые разработки нуждаются в завершени, а уже зарекомендовавшая себя новая техника - в тиражировании для нужд своей армии и покупателей.
За 10 лет планируется довести число современных образцов военной техники на вооружении армии с 30-50% до 70%, что сопоставимо с уровнем развитых стран, рассказал представитель Института Гайдара. Поэтому переоснащение армии ведется на адекватном уровне для сохранения боеспособности и противостояния угрозам.
Другое дело, что расходы на программу вооружения уже в 1,5 раза превысили согласованный в Минфине в 2020 году лимит в 20 трлн рублей, и пока не собираются снижаться. Так, предоставление гарантий на выполнение гособоронзаказа в текущем году вырастет с плановых 600 млрд более чем вдвое - до 1,44 трлн рублей.