«Мистрали» ударили бумерангом
2016 год начинался для французского экспорта вооружений с позитива – под знаком рекордов 2015-го, когда французские экспортеры подписали контрактов на сумму 16 миллиардов евро, что почти в два раза превышает показатели года предшествующего. Это позволило, было, французам претендовать на второе место в мировом рейтинге по оружейному экспорту, однако озвученные позже российские показатели (26 млрд долл. новых контрактов в 2015-м) сделали эти надежды необоснованными.
Отметим, что французскому оружейному рекорду не помешала история с продажей России двух универсальных десантных кораблей типа Mistral – скандал не только не повлиял на репутацию изготовителя, но в конечном счете оба корабля были проданы Египту с минимальными финансовыми потерями для французского бюджета.
При этом французские успехи на ниве оружейного экспорта продолжали множиться. Год начался с феноменальной победы в австралийском тендере на закупку 12 неатомных подводных лодок по программе SEA 1000. Стоимость контракта составляет 30 миллиардов евро, из которых на долю французских производителей придется, по разным оценкам, от 8 до 17 миллиардов. Другим крупным достижением стало подписание контракта с Кувейтом на 30 вертолетов Airbus Helicopters Н225М (ЕС725) Caracal суммой более миллиарда евро. Наконец, в сентябре был финализирован долгожданный контракт с Индией на поставку 36 истребителей Dassault Rafale. С учетом передачи вооружения, адаптации самолета под индийские требования, услуг логистики сделка стоит 7,8 миллиарда евро. То есть только три крупных контракта обеспечили французскому ВПК контрактацию в размере не менее 15 миллиардов евро, не считая более мелких заказов, что позволяет рассчитывать на новый рекорд. При этом французы планировали получить контракты от Египта и Саудовской Аравии на поставки спутников дистанционного зондирования Земли, а также от Польши на 30 вертолетов Н225М (ЕС725) Caracal. Несмотря на обычные для такого рода бизнеса сложности, ничего не предвещало серьезных трудностей.
Коварные саудиты
Первый удар пришел от Саудовской Аравии, которая в феврале объявила о приостановлении всех соглашений и контрактов в рамках ранее обещанного этой страной выделения четырех миллиардов долларов на военную помощь вооруженным силам и силам безопасности Ливана. Договоренность об этом была достигнута еще в конце 2014-го, и французы рассчитывали поставить 100 новых бронетранспортеров VAB Mk 3, более 100 легких бронированных машин Sherpa Light, 24 самоходные колесные 155-мм гаубицы Nexter CAESAR, шесть самоходных ЗРК Mistral 2 на шасси легких бронированных машин VBL, шесть учебно-боевых самолетов Embraer EMB-314 (A-29) Super Tucano, семь транспортных вертолетов Airbus Helicopters H225M Cougar, несколько легких Airbus Helicopters SA 342 Gazelle (из наличия с модернизацией) с ПТУР НОТ, три больших ракетных катера проекта Combattante FS 56, противотанковые средства, системы связи Airbus Defence & Space TETRA и ряд других. Впрочем, в качестве утешительного приза Эр-Рияд, как сообщалось, переоформил заказ на 100 БТР VAB Mk 3 на себя.
Одновременно приостановились переговоры и по поставкам французского вооружения собственно Саудовской Аравии. Власти королевства объявили о том, что переговоры по оружейным контрактам будут возобновлены только после президентских выборов во Франции, которые должны пройти в апреле 2017 года. Это решение, в частности, подвесило закупку крупной партии истребителей Rafale, притом что переговоры находились в весьма продвинутой стадии.
Следующим потрясением стала утечка в сентябре в австралийские СМИ технической информации о строящихся для индийского флота неатомных подводных лодках типа Scorpene. Скандал сам по себе пока не имел ярко выраженных последствий, но это сильный удар по репутации, который к тому же значительно уменьшает шансы французов на закрепление на индийском рынке военно-морской техники. А он рассматривается как важный: концерн DCNS предложил на индийский тендер по выбору УДК модифицированного проект типа Mistral в количестве четырех единиц. В случае победы корабль будет строиться в Индии с французским содействием. Одновременно с проектом УДК DCNS продвигает на индийский рынок новый проект легкого авианосца DEAС (DCNS Evolved Air Craft).
Жадные поляки
Но апофеозом череды неудач стал публичный отказ правительства Польши от закупки во Франции 50 вертолетов Airbus Helicopters Н225М (ЕС725) Caracal на общую сумму 10,8 миллиарда злотых (2,52 млрд евро), о чем было сообщено 4 октября. Причем в качестве мотива называлось несоответствие французского предложения национальным интересам Польши, хотя согласно заявлениям Airbus Helicopters офсетные обязательства в связи с данным контрактом привели бы к созданию в Польше 3800 рабочих мест, включая 1280 непосредственно связанных с производством вертолетов. Интересно, что буквально накануне, 3 октября Airbus заявил о готовности идти на новые уступки полякам.
Все это произошло весьма неожиданно для всех, кроме поляков. Буквально до последнего момента казалось, что вопрос о покупке решен в пользу французского производителя, еще в апреле 2015-го Министерство национальной обороны Польши опубликовало информацию о принятии решения относительно выбора Airbus Helicopters H225M Caracal (бывший ЕС725) в тендере по программе многоцелевого вертолета. Данный образец был предложен в тендере консорциумом Program EC-725 CARACAL-Polska во главе с Airbus Helicopters, конкурентами выступали предложения предприятия PZL-Swidnik (AgustaWestland AW149) и консорциумa Sikorsky International Operations Incorporation, Sikorsky Aircraft Corporations и польского PZL-Mielec (Sikorsky S-70i Black Hawk). Консорциум Program EC-725 CARACAL-Polska предлагал организовать сборку вертолетов Н225М на польском военном авиаремонтном заводе WZL-1 в Лодзи. Этот контракт вывел бы Польшу в число крупнейших импортеров французских вооружений, так как в период с 2011 по 2015 год общий объем заключенных контрактов на поставку оружия Польше составил всего 82,4 миллиона евро.
Однако за полтора года польская сторона так и не смогла согласовать с Airbus Helicopters условия контракта, а сам выбор Н225М неоднократно подвергался нападкам со стороны членов нового польского правительства, сформированного партией «Право и справедливость», усматривавших в нем то политическую, то коррупционную составляющую. Кроме того, поляки требовали офсет в размере 100 процентов от стоимости контракта плюс оплату НДС в 23 процента. То есть Airbus должен был заплатить больше, чем получить (сумма офсета плюс НДС достигала 3,13 млрд евро против 2,52 млрд евро), случай невиданный в практике торговли оружием. Все это привело к тому, что с конца 2015 года переговоры по Caracal велись крайне вяло, хотя французы не теряли надежды.
Характерно, что для победы в польском тендере французы пошли на многое. Так, еще в 2014 году на слушаниях относительно передачи России УДК типа Mistral после введения санкций в качестве одного из доводов назывался именно успех в польском вертолетном тендере, потому что Польша была весьма обеспокоена перспективами получения нашей страной обоих кораблей. Для того чтобы превратить историю в настоящий детектив, уже 10 октября министр национальной обороны Польши Антоний Мацеревич во время совместного с премьер-министром Беатой Шидло посещения авиастроительного предприятия Sikorsky PZL-Mielec в Мельце, принадлежащего американской компании Sikorsky Aircraft (которая сама теперь контролируется корпорацией Lockheed Martin), и авиаремонтного завода WZL-1 в Лодзи объявил о решении приобрести для польских сил специального назначения не менее 21 выпускаемого на PZL-Mielec cреднего многоцелевого вертолета Sikorsky S-70i International Black Hawk напрямую, без тендерных процедур. Министр обещал, что переговоры с PZL-Mielec по поставке этих машин «начнутся уже на этой неделе» (стартовали 11 октября) и первые две должны быть переданы в 2016 году, а остальные восемь – в 2017-м. Очевидно, что такое решение готовилось загодя и к моменту отказа от Caracal находилось в продвинутой стадии.
Обидчивые французы
Видимо, значительные авансы, выданные французской стороной Польше в ожидании контракта, а также форма отказа и открытое пренебрежение лицом французов вызвало беспрецедентную для оружейного рынка реакцию. Так, президент концерна Airbus Group Том Андерс заявил, что с компанией никто и никогда себя так не вел и она будет требовать компенсации своих потерь, нанесенных разрывом эксклюзивных переговоров. Среди обвинений также называлась противоречивая позиция польского правительства. Ранее с открытым письмом в адрес Беаты Шидло обратился президент Airbus Helicopters Гийом Фори, в котором перечислял все те преимущества, которые получила бы Польша, фактически раскрывая все подробности контракта и сопутствующего ему офсетного соглашения. Однако, как было показано выше, выбор в пользу американского производителя был сделан.
Скандал перешел с промышленного уровня на высший политический – Франсуа Олланд отменил свой визит в Польшу, намеченный на 13 октября. Как отмечают французские обозреватели, данная ситуация привела к наибольшему охлаждению между Парижем и Варшавой, хотя польское Министерство иностранных дел и выпустило официальное заявление о стратегическом характере двусторонних отношений. В свете всех этих треволнений почти издевкой выглядел контракт от Таиланда на закупку двух вертолетов Caracal, о котором объявлено тоже 4 октября.
Как представляется, данный конфликт будет иметь далеко идущие последствия. Скорее всего Франция значительно сократит свое присутствие на польском рынке вооружений в частности можно будет забыть об участии в тендере на закупку трех подводных лодок.
Польша проявила себя жестким переговорщиком, который может составить конкуренцию индийцам. Однако политические аспекты оказались сильнее военно-промышленных и даже в условиях готовности Airbus идти на уступки ориентация на Вашингтон перевесила. Впрочем, поляки, видимо, не ожидали такой реакции и уже 12 октября попытались сдать назад. Польша заявила о том, что ее вооруженным силам нужно от 50 до 70 вертолетов, произведенных как на ее территории, так и за границей. И в свете этого Польша планирует объявить новый тендер, в том числе в целях успокоить Airbus.
История с вертолетами ударила и по имиджу Франции как экспортера. Пойдя на потери в ходе реализации контракта с Россией в ожидании польского заказа, Франция в каком-то смысле оказалась у разбитого корыта. Это может быть красочной иллюстрацией того факта, что размены и уступки не всегда воспринимают должным образом и они не гарантируют лучший результат в будущем. Кроме того, польская история показала, что Франция с трудом держит удар и отказ поляков привел к явно истерическому поведению как поставщика, так и руководства страны. Все это явно не может рассматриваться как проявление силы.
Андрей Фролов,
главный редактор журнала «Экспорт вооружений»
Отметим, что французскому оружейному рекорду не помешала история с продажей России двух универсальных десантных кораблей типа Mistral – скандал не только не повлиял на репутацию изготовителя, но в конечном счете оба корабля были проданы Египту с минимальными финансовыми потерями для французского бюджета.
При этом французские успехи на ниве оружейного экспорта продолжали множиться. Год начался с феноменальной победы в австралийском тендере на закупку 12 неатомных подводных лодок по программе SEA 1000. Стоимость контракта составляет 30 миллиардов евро, из которых на долю французских производителей придется, по разным оценкам, от 8 до 17 миллиардов. Другим крупным достижением стало подписание контракта с Кувейтом на 30 вертолетов Airbus Helicopters Н225М (ЕС725) Caracal суммой более миллиарда евро. Наконец, в сентябре был финализирован долгожданный контракт с Индией на поставку 36 истребителей Dassault Rafale. С учетом передачи вооружения, адаптации самолета под индийские требования, услуг логистики сделка стоит 7,8 миллиарда евро. То есть только три крупных контракта обеспечили французскому ВПК контрактацию в размере не менее 15 миллиардов евро, не считая более мелких заказов, что позволяет рассчитывать на новый рекорд. При этом французы планировали получить контракты от Египта и Саудовской Аравии на поставки спутников дистанционного зондирования Земли, а также от Польши на 30 вертолетов Н225М (ЕС725) Caracal. Несмотря на обычные для такого рода бизнеса сложности, ничего не предвещало серьезных трудностей.
Коварные саудиты
Первый удар пришел от Саудовской Аравии, которая в феврале объявила о приостановлении всех соглашений и контрактов в рамках ранее обещанного этой страной выделения четырех миллиардов долларов на военную помощь вооруженным силам и силам безопасности Ливана. Договоренность об этом была достигнута еще в конце 2014-го, и французы рассчитывали поставить 100 новых бронетранспортеров VAB Mk 3, более 100 легких бронированных машин Sherpa Light, 24 самоходные колесные 155-мм гаубицы Nexter CAESAR, шесть самоходных ЗРК Mistral 2 на шасси легких бронированных машин VBL, шесть учебно-боевых самолетов Embraer EMB-314 (A-29) Super Tucano, семь транспортных вертолетов Airbus Helicopters H225M Cougar, несколько легких Airbus Helicopters SA 342 Gazelle (из наличия с модернизацией) с ПТУР НОТ, три больших ракетных катера проекта Combattante FS 56, противотанковые средства, системы связи Airbus Defence & Space TETRA и ряд других. Впрочем, в качестве утешительного приза Эр-Рияд, как сообщалось, переоформил заказ на 100 БТР VAB Mk 3 на себя.
Одновременно приостановились переговоры и по поставкам французского вооружения собственно Саудовской Аравии. Власти королевства объявили о том, что переговоры по оружейным контрактам будут возобновлены только после президентских выборов во Франции, которые должны пройти в апреле 2017 года. Это решение, в частности, подвесило закупку крупной партии истребителей Rafale, притом что переговоры находились в весьма продвинутой стадии.
Следующим потрясением стала утечка в сентябре в австралийские СМИ технической информации о строящихся для индийского флота неатомных подводных лодках типа Scorpene. Скандал сам по себе пока не имел ярко выраженных последствий, но это сильный удар по репутации, который к тому же значительно уменьшает шансы французов на закрепление на индийском рынке военно-морской техники. А он рассматривается как важный: концерн DCNS предложил на индийский тендер по выбору УДК модифицированного проект типа Mistral в количестве четырех единиц. В случае победы корабль будет строиться в Индии с французским содействием. Одновременно с проектом УДК DCNS продвигает на индийский рынок новый проект легкого авианосца DEAС (DCNS Evolved Air Craft).
Жадные поляки
Но апофеозом череды неудач стал публичный отказ правительства Польши от закупки во Франции 50 вертолетов Airbus Helicopters Н225М (ЕС725) Caracal на общую сумму 10,8 миллиарда злотых (2,52 млрд евро), о чем было сообщено 4 октября. Причем в качестве мотива называлось несоответствие французского предложения национальным интересам Польши, хотя согласно заявлениям Airbus Helicopters офсетные обязательства в связи с данным контрактом привели бы к созданию в Польше 3800 рабочих мест, включая 1280 непосредственно связанных с производством вертолетов. Интересно, что буквально накануне, 3 октября Airbus заявил о готовности идти на новые уступки полякам.
Все это произошло весьма неожиданно для всех, кроме поляков. Буквально до последнего момента казалось, что вопрос о покупке решен в пользу французского производителя, еще в апреле 2015-го Министерство национальной обороны Польши опубликовало информацию о принятии решения относительно выбора Airbus Helicopters H225M Caracal (бывший ЕС725) в тендере по программе многоцелевого вертолета. Данный образец был предложен в тендере консорциумом Program EC-725 CARACAL-Polska во главе с Airbus Helicopters, конкурентами выступали предложения предприятия PZL-Swidnik (AgustaWestland AW149) и консорциумa Sikorsky International Operations Incorporation, Sikorsky Aircraft Corporations и польского PZL-Mielec (Sikorsky S-70i Black Hawk). Консорциум Program EC-725 CARACAL-Polska предлагал организовать сборку вертолетов Н225М на польском военном авиаремонтном заводе WZL-1 в Лодзи. Этот контракт вывел бы Польшу в число крупнейших импортеров французских вооружений, так как в период с 2011 по 2015 год общий объем заключенных контрактов на поставку оружия Польше составил всего 82,4 миллиона евро.
Однако за полтора года польская сторона так и не смогла согласовать с Airbus Helicopters условия контракта, а сам выбор Н225М неоднократно подвергался нападкам со стороны членов нового польского правительства, сформированного партией «Право и справедливость», усматривавших в нем то политическую, то коррупционную составляющую. Кроме того, поляки требовали офсет в размере 100 процентов от стоимости контракта плюс оплату НДС в 23 процента. То есть Airbus должен был заплатить больше, чем получить (сумма офсета плюс НДС достигала 3,13 млрд евро против 2,52 млрд евро), случай невиданный в практике торговли оружием. Все это привело к тому, что с конца 2015 года переговоры по Caracal велись крайне вяло, хотя французы не теряли надежды.
Характерно, что для победы в польском тендере французы пошли на многое. Так, еще в 2014 году на слушаниях относительно передачи России УДК типа Mistral после введения санкций в качестве одного из доводов назывался именно успех в польском вертолетном тендере, потому что Польша была весьма обеспокоена перспективами получения нашей страной обоих кораблей. Для того чтобы превратить историю в настоящий детектив, уже 10 октября министр национальной обороны Польши Антоний Мацеревич во время совместного с премьер-министром Беатой Шидло посещения авиастроительного предприятия Sikorsky PZL-Mielec в Мельце, принадлежащего американской компании Sikorsky Aircraft (которая сама теперь контролируется корпорацией Lockheed Martin), и авиаремонтного завода WZL-1 в Лодзи объявил о решении приобрести для польских сил специального назначения не менее 21 выпускаемого на PZL-Mielec cреднего многоцелевого вертолета Sikorsky S-70i International Black Hawk напрямую, без тендерных процедур. Министр обещал, что переговоры с PZL-Mielec по поставке этих машин «начнутся уже на этой неделе» (стартовали 11 октября) и первые две должны быть переданы в 2016 году, а остальные восемь – в 2017-м. Очевидно, что такое решение готовилось загодя и к моменту отказа от Caracal находилось в продвинутой стадии.
Обидчивые французы
Видимо, значительные авансы, выданные французской стороной Польше в ожидании контракта, а также форма отказа и открытое пренебрежение лицом французов вызвало беспрецедентную для оружейного рынка реакцию. Так, президент концерна Airbus Group Том Андерс заявил, что с компанией никто и никогда себя так не вел и она будет требовать компенсации своих потерь, нанесенных разрывом эксклюзивных переговоров. Среди обвинений также называлась противоречивая позиция польского правительства. Ранее с открытым письмом в адрес Беаты Шидло обратился президент Airbus Helicopters Гийом Фори, в котором перечислял все те преимущества, которые получила бы Польша, фактически раскрывая все подробности контракта и сопутствующего ему офсетного соглашения. Однако, как было показано выше, выбор в пользу американского производителя был сделан.
Скандал перешел с промышленного уровня на высший политический – Франсуа Олланд отменил свой визит в Польшу, намеченный на 13 октября. Как отмечают французские обозреватели, данная ситуация привела к наибольшему охлаждению между Парижем и Варшавой, хотя польское Министерство иностранных дел и выпустило официальное заявление о стратегическом характере двусторонних отношений. В свете всех этих треволнений почти издевкой выглядел контракт от Таиланда на закупку двух вертолетов Caracal, о котором объявлено тоже 4 октября.
Как представляется, данный конфликт будет иметь далеко идущие последствия. Скорее всего Франция значительно сократит свое присутствие на польском рынке вооружений в частности можно будет забыть об участии в тендере на закупку трех подводных лодок.
Польша проявила себя жестким переговорщиком, который может составить конкуренцию индийцам. Однако политические аспекты оказались сильнее военно-промышленных и даже в условиях готовности Airbus идти на уступки ориентация на Вашингтон перевесила. Впрочем, поляки, видимо, не ожидали такой реакции и уже 12 октября попытались сдать назад. Польша заявила о том, что ее вооруженным силам нужно от 50 до 70 вертолетов, произведенных как на ее территории, так и за границей. И в свете этого Польша планирует объявить новый тендер, в том числе в целях успокоить Airbus.
История с вертолетами ударила и по имиджу Франции как экспортера. Пойдя на потери в ходе реализации контракта с Россией в ожидании польского заказа, Франция в каком-то смысле оказалась у разбитого корыта. Это может быть красочной иллюстрацией того факта, что размены и уступки не всегда воспринимают должным образом и они не гарантируют лучший результат в будущем. Кроме того, польская история показала, что Франция с трудом держит удар и отказ поляков привел к явно истерическому поведению как поставщика, так и руководства страны. Все это явно не может рассматриваться как проявление силы.
Андрей Фролов,
главный редактор журнала «Экспорт вооружений»