В центре внимания
Интервью директора ЦАСТ Руслана Пухова журналу «Историк»
Статья директора ЦАСТ Руслана Пухова для журнала «Россия в глобальной политике»

Мьянма закупит российские истребители Су-30

Мьянма закупит российские истребители Су-30
Источник: Ведомости
В ходе визита министра обороны России Сергея Шойгу в Мьянму была достигнута договоренность о покупке этой страной шести самолетов Су-30, сообщило в понедельник военное ведомство со ссылкой на замминистра обороны Александра Фомина. Шойгу посетил Мьянму 20–21 января в рамках поездки по странам Юго-Восточной Азии, в ходе которой он посетил также Лаос и Вьетнам. По словам Фомина, Су-30 станет основным боевым истребителем ВВС Мьянмы «для защиты территориальной целостности страны и отражения террористических угроз». По его оценке, Су-30, «являющийся основным истребителем ВКС России, на практике доказал боевые качества самолета мирового класса». Представитель «Рособоронэкспорта» от комментариев воздержался.

По словам менеджера компании, входящей в ОАК, речь идет о закупке Мьянмой шести истребителей типа Су-30СМЭ производства корпорации «Иркут» – экспортного варианта закупаемого для ВКС и морской авиации ВМФ России истребителя Су-30СМ, который, в свою очередь, создан на базе разработанного для ВВС Индии истребителя Су-30МКИ. По оценке собеседников «Ведомостей», стоимость шести истребителей этого типа составляет около $300 млн.

Контракт с Мьянмой станет первым экспортным контрактом на поставку этого самолета новому эксплуатанту после того, как он был проверен в ходе боевых действий в Сирии, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Шести истребителей недостаточно для организации боевой службы в ВВС такой большой по территории страны, как Мьянма, поэтому общее количество закупаемых машин наверняка составит не менее 12–18 единиц, полагает эксперт. Экономика Мьянмы находится на подъеме и ее бюджет вполне справится с такими закупками, прогнозирует Макиенко. В 2000-е гг. ВВС Мьянмы закупили в общей сложности 32 более легких истребителя МиГ-29, но закупка Су-30 говорит о том, что ВВС этой страны нужны пусть и более дорогие, но более многофункциональные и современные самолеты, указывает эксперт. Кроме того, несколько лет назад Мьянма закупила порядка 10 учебно-боевых самолетов Як-130 производства «Иркута» и стала первым заказчиком китайско-пакистанского истребителя FC-1, разработанного в 1990–2000-е гг. при содействии российской компании РСК «МиГ» и оснащенного российским авиадвигателем РД-93.

494 истребителя многофункционального семейства Су-30МКИ заказано семью странами. В том числе Индией – 272 Су-30МКИ, Россией – 116 Су-30СМ, ­Алжиром – 58 Су-30МКИ(А), Малайзией – 18 Су-30МКМ, Казахстаном – 12 Су-30СМ, Белоруссией – ­12 ­Су-30СМ, Мьянмой – 6 Су-30СМЭ. Программа по созданию этого истребителя стартовала в 1993 г., когда между Индией и Россией начались переговоры о его разработке и лицензионном производстве. Контракт на разработку и поставку истребителей российской сборки с ВВС Индии был подписан в 1996 г., а в 2000 г. был заключен контракт на их лицензионное производство в Индии.

А вот закупки западных истребителей со стороны вооруженных сил Мьянмы маловероятны, считает Макиенко. Несмотря на то что к власти в стране фактически пришла лауреат Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи, правительство страны подвергается давлению из-за событий в штате Ракхайн вокруг представителей этнической группы рохинджа, которых власти страны считают нелегальными иммигрантами. Поэтому Китай, а не Запад является главным конкурентом России на рынке вооружений Мьянмы, заключает эксперт.

По словам человека в ОАК, решен вопрос и о судьбе шести истребителей Су-30К, находящихся на хранении в Белоруссии: они будут поставлены Анголе, как и первые 12 истребителей этого типа. 18 истребителей Су-30К, которые фактически являются двухместной версией истребителя Су-27 разработки 80-х гг., были поставлены ВВС Индии в конце 90-х гг. как промежуточное решение перед тем, как был разработан истребитель Су-30МКИ, и в 2007 г. Индия заключила контракт на их замену на 18 Су-30МКИ. После этого истребители Су-30К хранились на авиаремонтном заводе в Барановичах.