В центре внимания
Интервью директора ЦАСТ Руслана Пухова журналу «Историк»
Статья директора ЦАСТ Руслана Пухова для журнала «Россия в глобальной политике»

Несостоявшиеся учения в Арктике показали агонию ледокольного флота США

Несостоявшиеся учения в Арктике показали агонию ледокольного флота США
Отказ США от учений в Арктике из-за нежелания просить РФ о помощи показывает кризис американского ледокольного флота. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказали эксперты.

"У США аховое состояние ледокольного флота – по большому счету, одно тяжелое судно "Полярная звезда" работает на Арктическом направлении, другое – более легкий "Хили" решает научные задачи в Антарктике, - отмечает сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, капитан 2 ранга в запасе Максим Шеповаленко.- Не так давно ледоколов было больше, но Штаты вынуждены постепенно выводить их из эксплуатации из-за износа. При этом нужно учитывать: находящаяся под контролем американцев восточная часть Арктики, как мы зовем ее в России, имеет крайне тяжелые условия.

По сути, это направление Аляски, где традиционно очень толстые льды – их называют паковыми. Толщина – не менее трех метров, причем они не тают несколько лет, лишь нарастая вглубь. Такие льды способен пробить даже далеко не всякий российский ледокол – большие ставки здесь делаются на знаменитый "Лидер", который сможет преодолевать льды толще 4 метров. Последний американский тяжелый ледокол, конечно, не в состоянии пройти и выполнить задачи, ставившиеся на учениях".

Береговая охрана Соединенных Штатов отказалась проводить учения в Арктике из-за опасений, что единственный тяжелый ледокол США может выйти из строя, и тогда придется обращаться за помощью к России. Экс-командующий береговой охраны США адмирал Пол Цукунфт отметил: судну Polar Star уже больше 40 лет, и при этом судно буквально "цепляется за жизнь". "Специалисты вынуждены использовать детали с однотипного корабля только для того, чтобы эта штука работала. Не могу гарантировать, что не будет серьезных технических сбоев в ходе учений, и тогда мне пришлось бы обратиться к России, чтобы ледокол отбуксировали в безопасное место, но сейчас не время это делать", - сказал он.

"Американцы понимают, что уже отстали от России по числу ледоколов, не лучшим образом обстоят дела у Канады. Теперь Штаты просто не видят экономической целесообразности в строительстве новых судов для Арктики – они вынуждены ограничиться авиационным мониторингом региона и присутствием своих подводных лодок подо льдами. Обеспечить свое физическое присутствие им сложнее, они не видят в этом экономического смысла.

Россия в 1990-е тоже резко прекратила развивать свой ледокольный флот, однако в "нулевые" работа возобновилась. Сейчас мы обеспечиваем практически круглогодичную проводку судов по Северному морскому пути, обеспечиваем поставки. Пока танкеров СПГ и других грузов идет немного – это все же нужно признавать. С другой стороны, у этого маршрута немалые перспективы. Это признает и Китай, который "завязал" на Северный морской путь логистику своих перспективных торговых маршрутов "Один пояс – один путь". Россия же обеспечила такой правовой режим, что КНР все равно будет вынуждена пользоваться услугами РФ при поставках по этому маршруту", - подчеркивает Шеповаленко.

"В ужасном состоянии"
Американский канал NBC News несколько недель назад констатировал: ледокольный флот США находится в ужасном состоянии, и Штаты давно уступили России в гонке за Арктику. "Полярная звезда", построенный 40 лет назад, давно превысил срок службы. Второй - "Хили" - построен в 2000 году и может выполнять исключительно научные задачи, для серьезных арктических походов он не годится. В ответ на заявление канала американские эксперты объявили об "агонии ледокольного флота США". И отказ от учений из-за невозможности эвакуировать самостоятельно в случае аварии единственную машину сейчас лишь подтверждает этот тезис.

У России свыше 40 ледоколов, включая пять действующих атомных и один ("Советский Союз") в резерве. Помимо этого, сейчас на Балтийском заводе строятся три универсальных атомных ледокола проекта 22220 - "Арктика", "Сибирь" и "Урал". Проект выполнен петербургским ЦКБ "Айсберг". Ледоколы "Сибирь" и "Арктика" уже спущены на воду, их разместили на достроечной набережной. Спуск на воду "Урала", который стоит на стапеле, запланирован на май 2019 года.

"Особенность Арктики в том, что эта территория не урегулирована в особом правовом режиме, - считает профессор кафедры регионального управления РАНХиГС, доктор политических наук, профессор Владимир Штоль. – Та же Антарктика признана демилитаризованной зоной, к которой имеет доступ любое государство. Ситуация с Арктикой гораздо более сложная – этот регион чрезвычайно богат полезными ископаемыми, там огромное количество самых разнообразных природных ресурсов, причем запасы большей частью не разведаны. Немало на этой территории нефти и природного газа.

За Арктику уже идет скрытое противостояние, причем не только стран арктического клуба – на эту территорию имеют виды даже азиатские государства. По мере истощения мировых запасов углеводородов этот регион будет пользоваться все большим вниманием. И не исключено, что в определенный исторический момент дойдет до прямого противостояния или даже открытой борьбы.

Россия на сегодняшний день лидирует по протяженности контролируемых границ Арктики, а число ее ледоколов сравнимо с количеством, коим суммарно располагают все остальные страны мира. Пока борьба за регион идет лишь на дипломатическом уровне, а страны арктического клуба пытаются осваивать зоны, которые контролируют. Но льды постепенно тают, освобождая территории, и этот процесс в будущем неизменно активизирует споры за Арктику и попытки расширить сферы влияния".