В центре внимания
Статья директора ЦАСТ Руслана Пухова для журнала «Россия в глобальной политике»
Интервью директора ЦАСТ Руслана Пухова журналу «Историк»

Рокировка «тридцать пятых»: заменит ли российский истребитель Су-35 американский F-35

Рокировка «тридцать пятых»: заменит ли российский истребитель Су-35 американский F-35
США больше не намерены поставлять Турции новые самолеты F-35. Пентагон уже заявил – поставки прекратятся к марту 2020 года. Штаты не скрывают – приостановка выгодного контракта продиктовано покупкой турецкими военными российских ЗРК С-400. Теперь Турции следует искать нового продавца самолетов. Вероятных предложений немного: Швеция, Франция, Китай или Россия. Эксперты рассказали «МК», кому может отдать предпочтение Анкара и может ли переход на самолеты другого производителя спровоцировать выход Турции из НАТО.

Едва первый российский транспортник с загруженными комплектующими для С-400 коснулся турецкой взлетной полосы 12 июля, как официальный представитель Пентагона Эллен Лорд заявил: «США отстраняют Турцию от программы по поставкам F-35». Это значит, что Анкара лишается не только американского «летающего железа» в виде распиаренных F-35, но и 9 миллиардов долларов инвестиций в авиастроительную отрасль Турции. Вместе с новыми рабочими местами и самолетами их обещали Эрдогану.

При этом для США разрыв контракта с турками тоже должен был влететь в копеечку. Некоторые эксперты даже заговорили о вынужденном торможении производства нового американского истребителя – немало самолетов делается «вскладчину» и теперь на новую партию нужно искать новых покупателей.

Однако вашингтонские «ястребы» небрежно отмахиваются – спешная отмена выгодной поставки F-35 Турции, если и скажется на строительстве новых американских истребителей, то минимально.

В частности, уже сегодня глава «Ростеха» Сергей Чемезов заявил о готовности поставить Турции российские истребители Су-35 «при наличии соответствующего интереса».

Эксперт «МК» в отказе Штатов от поставки их самолета Турции видит для нас настоящее «окно возможностей».

– Турки ведут независимую военную политику. И им нужна боевая авиация. Это значит, что теперь кто-то вынужден занять место американцев с их обещанными F-35, - поясняет директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. – Однако выбор не велик. Кто может помочь в этом вопросе туркам? Шведы, но у них американские двигатели, а значит, будут трудности. Дальше – французы. Но у них напряженные отношения с Анкарой, так что сделка с Рафалями, берущих курс в Турцию, кажется еще менее вероятной. Остаются Китай или Россия.

Если это так, то турки, скорее всего, предпочтут российский многоцелевой сверхманевренный истребитель поколения 4++ Су-35. Но и тут, по мнению эксперта, есть нюансы. Например, Китай очень сильно зависит от России в области двигателестроения. Почти все их новые самолеты нового поколения J-20 оснащены «движком» типа АЛ-31ФН, свои же пока еще в разработке. Все это в совокупности буквально указывает нам на единственного выгодного и надежного в настоящий момент поставщика – Россию. Однако и это, по мнению Руслана Пухова, не снимает всех рисков и вопросов.

– Многое будет зависеть от того, насколько хорошо будет исполнен контракт по ЗРК С-400 в глазах турок, - объясняет эксперт. – Да, в переговоры можно вступать уже сейчас. Но одно могу сказать точно – наверняка встанет вопрос с платежами. И так, как было раньше: «вы нам деньги, мы вам – самолеты», уже не получится. Скорее всего, речь будет вестись о кредитах, поэтому тут надо взвешивать все «за» и «против». Но, повторюсь, для нас это колоссальное «окно возможностей» и им непременно надо воспользоваться.

Едва первый российский транспортник с загруженными комплектующими для С-400 коснулся турецкой взлетной полосы 12 июля, как официальный представитель Пентагона Эллен Лорд заявил: «США отстраняют Турцию от программы по поставкам F-35». Это значит, что Анкара лишается не только американского «летающего железа» в виде распиаренных F-35, но и 9 миллиардов долларов инвестиций в авиастроительную отрасль Турции. Вместе с новыми рабочими местами и самолетами их обещали Эрдогану.

При этом для США разрыв контракта с турками тоже должен был влететь в копеечку. Некоторые эксперты даже заговорили о вынужденном торможении производства нового американского истребителя – немало самолетов делается «вскладчину» и теперь на новую партию нужно искать новых покупателей.

Однако вашингтонские «ястребы» небрежно отмахиваются – спешная отмена выгодной поставки F-35 Турции, если и скажется на строительстве новых американских истребителей, то минимально.

В частности, уже сегодня глава «Ростеха» Сергей Чемезов заявил о готовности поставить Турции российские истребители Су-35 «при наличии соответствующего интереса».

Эксперт «МК» в отказе Штатов от поставки их самолета Турции видит для нас настоящее «окно возможностей».

– Турки ведут независимую военную политику. И им нужна боевая авиация. Это значит, что теперь кто-то вынужден занять место американцев с их обещанными F-35, - поясняет директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. – Однако выбор не велик. Кто может помочь в этом вопросе туркам? Шведы, но у них американские двигатели, а значит, будут трудности. Дальше – французы. Но у них напряженные отношения с Анкарой, так что сделка с Рафалями, берущих курс в Турцию, кажется еще менее вероятной. Остаются Китай или Россия.

Если это так, то турки, скорее всего, предпочтут российский многоцелевой сверхманевренный истребитель поколения 4++ Су-35. Но и тут, по мнению эксперта, есть нюансы. Например, Китай очень сильно зависит от России в области двигателестроения. Почти все их новые самолеты нового поколения J-20 оснащены «движком» типа АЛ-31ФН, свои же пока еще в разработке. Все это в совокупности буквально указывает нам на единственного выгодного и надежного в настоящий момент поставщика – Россию. Однако и это, по мнению Руслана Пухова, не снимает всех рисков и вопросов.

– Многое будет зависеть от того, насколько хорошо будет исполнен контракт по ЗРК С-400 в глазах турок, - объясняет эксперт. – Да, в переговоры можно вступать уже сейчас. Но одно могу сказать точно – наверняка встанет вопрос с платежами. И так, как было раньше: «вы нам деньги, мы вам – самолеты», уже не получится. Скорее всего, речь будет вестись о кредитах, поэтому тут надо взвешивать все «за» и «против». Но, повторюсь, для нас это колоссальное «окно возможностей» и им непременно надо воспользоваться.

Едва первый российский транспортник с загруженными комплектующими для С-400 коснулся турецкой взлетной полосы 12 июля, как официальный представитель Пентагона Эллен Лорд заявил: «США отстраняют Турцию от программы по поставкам F-35». Это значит, что Анкара лишается не только американского «летающего железа» в виде распиаренных F-35, но и 9 миллиардов долларов инвестиций в авиастроительную отрасль Турции. Вместе с новыми рабочими местами и самолетами их обещали Эрдогану.

При этом для США разрыв контракта с турками тоже должен был влететь в копеечку. Некоторые эксперты даже заговорили о вынужденном торможении производства нового американского истребителя – немало самолетов делается «вскладчину» и теперь на новую партию нужно искать новых покупателей.

Однако вашингтонские «ястребы» небрежно отмахиваются – спешная отмена выгодной поставки F-35 Турции, если и скажется на строительстве новых американских истребителей, то минимально.

В частности, уже сегодня глава «Ростеха» Сергей Чемезов заявил о готовности поставить Турции российские истребители Су-35 «при наличии соответствующего интереса».

Эксперт «МК» в отказе Штатов от поставки их самолета Турции видит для нас настоящее «окно возможностей».

– Турки ведут независимую военную политику. И им нужна боевая авиация. Это значит, что теперь кто-то вынужден занять место американцев с их обещанными F-35, - поясняет директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. – Однако выбор не велик. Кто может помочь в этом вопросе туркам? Шведы, но у них американские двигатели, а значит, будут трудности. Дальше – французы. Но у них напряженные отношения с Анкарой, так что сделка с Рафалями, берущих курс в Турцию, кажется еще менее вероятной. Остаются Китай или Россия.

Если это так, то турки, скорее всего, предпочтут российский многоцелевой сверхманевренный истребитель поколения 4++ Су-35. Но и тут, по мнению эксперта, есть нюансы. Например, Китай очень сильно зависит от России в области двигателестроения. Почти все их новые самолеты нового поколения J-20 оснащены «движком» типа АЛ-31ФН, свои же пока еще в разработке. Все это в совокупности буквально указывает нам на единственного выгодного и надежного в настоящий момент поставщика – Россию. Однако и это, по мнению Руслана Пухова, не снимает всех рисков и вопросов.

– Многое будет зависеть от того, насколько хорошо будет исполнен контракт по ЗРК С-400 в глазах турок, - объясняет эксперт. – Да, в переговоры можно вступать уже сейчас. Но одно могу сказать точно – наверняка встанет вопрос с платежами. И так, как было раньше: «вы нам деньги, мы вам – самолеты», уже не получится. Скорее всего, речь будет вестись о кредитах, поэтому тут надо взвешивать все «за» и «против». Но, повторюсь, для нас это колоссальное «окно возможностей» и им непременно надо воспользоваться.

Максим Кисляков