В центре внимания
Интервью директора ЦАСТ Руслана Пухова журналу «Историк»
Статья директора ЦАСТ Руслана Пухова для журнала «Россия в глобальной политике»

Руслан Пухов: Учения с США – признак разворота армянской политики от России

Источник: VERELQ
Армяно-российские отношения оказались в сложной фазе. В последнее время Ереван и Москва обвиняют друг друга в действиях, которые кажутся нарушением союзных соглашений, охватывающих как двусторонние, так многосторонние форматы сотрудничества, такие как ОДКБ. Следует отметить, что такие обвинения и напряженность в отношениях поднялись на фоне глобальной конфронтации России с Западом, особенно в свете украинского кризиса.

Важным событием стало проведение Арменией совместных военных учений с США, что вызвало беспокойство в России. Этот шаг Армении может интерпретироваться как попытка разнообразить свои внешние отношения и укрепить своё местоположение в регионе. Также, оказав гуманитарную помощь Украине, Армения дала сигнал о своем интересе к близким отношениям с Западом. Действия Еревана приобретают признаки геополитического разворота, и это вызывает интерес аналитиков и наблюдателей.

Директор Центра анализа стратегий и технологий, член Общественного совета при Министерстве обороны России Руслан Пухов видит в действиях Еревана признаки геополитического разворота от России в сторону Запада. В интервью VERELQ он рассказал почему так считает.

После войны 2020 года в Армении началось реформирование армии по российским лекалам. Многократно Ереван тогда посещали высокопоставленные военные Генштаба ВС России. Но со временем ситуация изменилась. Сейчас российская сторона фактически не участвует в армянской армейской реформе. Более того, Армения проводит учения с США на своей территории. Можно ли это считать признаком геополитического разворота Армении от России или это все еще торг с Россией?

Скорее всего, да, это признак разворота армянской политики, причем поворота достаточно логичного. Даже если отвлечься от чистой геополитики и взглянуть практически только на военные аспекты этого поворота. С одной стороны, российским военным после начала СВО стало не до Армении, и очевидно, Москва не в состоянии сейчас оказать Армении серьезной военной помощи и даже поставок вооружения. Но самое главное в том, что Вооруженные силы России в ходе украинских событий отнюдь не блистали, и армянской стороне стало ясно, что ориентация на российскую военную систему и российские образцы военного строительства малоперспективна. По большому счету, как это очевидно, Вооруженные силы России сами нуждаются в кардинальном реформировании. Другое дело, что, как представляется, западные военные системы тоже в общем не вполне соответствуют тем тенденция, которые мы увидели на поле боя на Украине. То есть учиться и перестраиваться придется всем.

Вообще какую модель армии Армения должна строить, как перестраивать армию после войны с учётом уроков войны и нарастающих вызовов безопасности страны в регионе?

Совершенно очевидно, что для Армении, с учетом ее положения и явного демографического и ресурсного превосходства противников (Азербайджана и Турции), пригодна только система «тотальной» массовой мобилизационной обороны по израильскому или сингапурскому образцу (ну можно еще вспомнить Финляндию, например). В принципе основные факторы благоприятствуют созданию такой системы в Армении – этнически однородное население с высокоразвитым национальным самосознанием, небольшие размеры и компактность территории. То есть это должна быть система поголовной обороны, включая, видимо, и женщин, как в Израиле, с массовой быстрой мобилизацией по первому сигналу.

Иран несколько раз предостерег от войны Азербайджан, предупредив, что не потерпит изменений границ в регионе. Иран может реально вмешаться в ситуацию, проецировать в регион свою военную мощь?

Скорее всего, это маловероятно, поскольку у Ирана отсутствуют реальные интересы идти на прямое военное вмешательство в регионе с достаточно смутными целями и с риском военного столкновения с Турцией. Кроме того, для Армении связь с Ираном крайне невыгодна в свете необходимости борьбы для Еревана за благосклонность Запада, так что по большому счету Армения вряд ли заинтересована в военном вовлечении Ирана.

Мы видим заинтересованность Азербайджана в том, чтобы российские миротворцы покинули Нагорный Карабах в 2025 году. Удастся ли продлить присутствие РМК в Арцахе еще на 5 лет или нужно готовиться к непредсказуемым последствиям?

Скорее всего, Азербайджан, видя слабость России, нацелился на решение Карабахского вопроса еще до 2025 года, так что есть большие сомнения в том, что контингент РМК в Карабахе сохранится до этого времени.

И еще один вопрос. Армения стала закупать вооружение у Индии. Чем привлекательна продукция ВПК Индии?

Она ничем не привлекательна. Индия до настоящего времени была третьестепенным игроком на мировом оборонном рынке, а ее вооружение имеет скорее сомнительную репутацию с точки зрения качества. Для ВПК Индии продажи вооружения в Армению стали своего рода прорывом. Армения обратилась к Индии как к единственному доступному Еревану «нейтральному» поставщику, поскольку Россия не в состоянии предоставить современные системы (как из-за СВО, так и по отсутствию вообще ряда номенклатуры), а Запад сильно ограничивает военные поставки в Армению из-за ее членства в ОДКБ и вовлеченности в Карабахский конфликт. Израиль уже прочно связан с Азербайджаном. Остаются Индия и Китай, но, похоже, Китай тоже проявляет осторожность в военных связях с Арменией. Как индийское оружие покажет себя в реальном бою пока неизвестно.