США в Черном море сделали ставку на безэкипажные катера
Морские дроны-камикадзе должны стать основным инструментом для транспортной изоляции Крыма, утверждают американские аналитики, которые и разрабатывают новые подходы к ведению боевых действий на Черном море. Однако морские дроны в отличие от их воздушных собратьев пока оказываются дороже, чем средства защиты от них в виде пулеметов или поплавковых боновых заграждений. Правда, российские эксперты считают, что этот недостаток морских дронов в ближайшей перспективе может быть преодолен – и тогда новое средство нападения окажется дешевле, чем средства защиты от него.
Основные контуры стратегии применения киевским режимом морских дронов в Черном море были опубликованы американскими аналитиками почти год назад.
Тогда же были названы и основные мишени для атак морских дронов – от базы в Севастополе до Крымского моста и судов снабжения. Однако после нескольких успешных таких атак российские специалисты стали применять относительно дешевые средства противодействия – от поплавковых защитных сетей до расстрела морских дронов с помощью стрелкового вооружения.
«Крымский мост дополнительно защитили противодиверсионными боновыми заграждениями. Поставили ограждения, которые не дадут пройти надводным беспилотникам. Удивительно, что самое простое, дешевое и надежное решение – боны с сетями из тросов – появились только после двух атак», – рассуждает бывший украинский депутат Олег Царев. Не секрет, что противодиверсионные или противоторпедные поплавковые заграждения широко применялись для защиты военно-морских баз еще со времен Второй мировой войны. При этом сама такая система обороны часто оказывается дешевле, чем средства ее преодоления из флотилии морских дронов.
Однако российские эксперты считают нынешние недостатки морских дронов временным явлением и своего рода болезнью роста подобных беспилотных систем. «Украинский конфликт показал, что воздушные, морские и наземные беспилотные средства находятся сейчас на разных стадиях развития. Воздушные беспилотники демонстрируют высокую боевую и экономическую эффективность. Именно это стало причиной быстрого насыщения войск воздушными беспилотниками, ведь каждый из них способен уничтожить во много раз более дорогую военную технику или живую силу», – говорит директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. При этом наземные беспилотные средства находятся в самом зачаточном состоянии, и говорить об их боевой или экономической эффективности просто не приходится. Морские беспилотники пока находятся на промежуточной стадии развития. «В ближайшей перспективе морские беспилотные средства смогут показать такую же эффективность, как и воздушные дроны», – прогнозирует Руслан Пухов.
А американские стратеги уже объявили о наступлении «эпохи безэкипажных надводных судов», которые поменяют облик всех военных флотов в мире. «В Черном море началась новая эра морской войны, которая будет определяться новым оружием. Украинские власти использовали надводные дроны-камикадзе против российского флота и инфраструктуры. Эти надводные дроны-камикадзе могут изменить военно-морскую тактику, вооружение, оснащение, всю структуру флотов, как в свое время это сделали торпеды и противокорабельные ракеты», – написал прошлой осенью Скотт Савиц (Scott Savitz), старший инженер корпорации RAND. В американской терминологии морские дроны-камикадзе принято называть USV – то есть взрывающиеся надводные корабли без экипажа (explosive uncrewed surface vessels). Сама идея морских дронов-камикадзе появилась более 10 лет назад. Но до совершенства и массового применения технология морских дронов будет доведена в ближайшей перспективе. «Есть две причины, по которым USV могут быть гораздо более опасными для кораблей, чем воздушное оружие: место, где они наносят удары, и доставляемая масса взрывчатки. Вопреки распространенному мнению современные военные корабли и крупные коммерческие суда способны оставаться на плаву даже после существенного ущерба, который могут нанести ракеты, бомбы или воздушные дроны», – отмечает Скотт Савиц. По его словам, морские беспилотники в скором времени покажут такую же эффективность, как их воздушные собратья.
Наша газета уже писала, что выпускаемые в РФ в массовом количестве дешевые дроны-камикадзе, которым управляет в реальном времени оператор, часто оказываются более эффективными, чем дорогие танки или артиллерия (см. «НГ» от 28.03.23). Абсолютной новацией российско-украинского конфликта стало массовое применение кустарных дронов-камикадзе, которые поражают армейскую бронетехнику, артиллерию и укрепления. Собранное в полукустарной мастерской устройство за 500 долл. способно уничтожать вражескую технику ценой в миллионы долларов, чему есть многочисленные видеоподтверждения. При этом массовое производство легких дронов-камикадзе фактически было налажено в РФ силами волонтеров. Точно так же усилиями волонтеров была начата и широкая подготовка операторов таких воздушных дронов.
Морские же дроны-камикадзе пока значительно дороже своих легких воздушных собратьев. Да и собрать флотилию морских дронов без поддержки западных средств связи (вроде Starlink) и промышленных предприятий практически невозможно. Именно поэтому США и обеспечивают спутниковую поддержку применения украинских морских дронов-камикадзе. И не скрывают, что они планируют использовать эти морские дроны в своей стратегии транспортной изоляции Крыма. Адам Смит, главный демократ в Комитете по вооруженным силам Палаты представителей США, сказал, что «люди понимают, что Украина не собирается военным путем отвоевывать Крым», напоминают аналитики RAND. Однако с помощью морских дронов (USV) возможно существенно осложнить снабжение наших сил в Крыму.
«Концепция проста: усеянные камерами, низкопрофильные, начиненные взрывчаткой USV будут направлены к своим целям. Эта новая техника сможет топить военные корабли и разрушать морскую инфраструктуру. USV хорошо подходят для роевых сетевых атак и они относительно недороги. Крупномасштабные атаки с использованием десятков USV могут нанести огромный ущерб», – рассказывает Скотт Савиц.
Таким образом, американская стратегия действий на Черном море давно анонсирована и подробно описана. И вопрос сегодня только в том, смогут ли наши военные и специалисты найти самые эффективные средства защиты от вполне уязвимых морских дронов.
Михаил Сергеев
Основные контуры стратегии применения киевским режимом морских дронов в Черном море были опубликованы американскими аналитиками почти год назад.
Тогда же были названы и основные мишени для атак морских дронов – от базы в Севастополе до Крымского моста и судов снабжения. Однако после нескольких успешных таких атак российские специалисты стали применять относительно дешевые средства противодействия – от поплавковых защитных сетей до расстрела морских дронов с помощью стрелкового вооружения.
«Крымский мост дополнительно защитили противодиверсионными боновыми заграждениями. Поставили ограждения, которые не дадут пройти надводным беспилотникам. Удивительно, что самое простое, дешевое и надежное решение – боны с сетями из тросов – появились только после двух атак», – рассуждает бывший украинский депутат Олег Царев. Не секрет, что противодиверсионные или противоторпедные поплавковые заграждения широко применялись для защиты военно-морских баз еще со времен Второй мировой войны. При этом сама такая система обороны часто оказывается дешевле, чем средства ее преодоления из флотилии морских дронов.
Однако российские эксперты считают нынешние недостатки морских дронов временным явлением и своего рода болезнью роста подобных беспилотных систем. «Украинский конфликт показал, что воздушные, морские и наземные беспилотные средства находятся сейчас на разных стадиях развития. Воздушные беспилотники демонстрируют высокую боевую и экономическую эффективность. Именно это стало причиной быстрого насыщения войск воздушными беспилотниками, ведь каждый из них способен уничтожить во много раз более дорогую военную технику или живую силу», – говорит директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. При этом наземные беспилотные средства находятся в самом зачаточном состоянии, и говорить об их боевой или экономической эффективности просто не приходится. Морские беспилотники пока находятся на промежуточной стадии развития. «В ближайшей перспективе морские беспилотные средства смогут показать такую же эффективность, как и воздушные дроны», – прогнозирует Руслан Пухов.
А американские стратеги уже объявили о наступлении «эпохи безэкипажных надводных судов», которые поменяют облик всех военных флотов в мире. «В Черном море началась новая эра морской войны, которая будет определяться новым оружием. Украинские власти использовали надводные дроны-камикадзе против российского флота и инфраструктуры. Эти надводные дроны-камикадзе могут изменить военно-морскую тактику, вооружение, оснащение, всю структуру флотов, как в свое время это сделали торпеды и противокорабельные ракеты», – написал прошлой осенью Скотт Савиц (Scott Savitz), старший инженер корпорации RAND. В американской терминологии морские дроны-камикадзе принято называть USV – то есть взрывающиеся надводные корабли без экипажа (explosive uncrewed surface vessels). Сама идея морских дронов-камикадзе появилась более 10 лет назад. Но до совершенства и массового применения технология морских дронов будет доведена в ближайшей перспективе. «Есть две причины, по которым USV могут быть гораздо более опасными для кораблей, чем воздушное оружие: место, где они наносят удары, и доставляемая масса взрывчатки. Вопреки распространенному мнению современные военные корабли и крупные коммерческие суда способны оставаться на плаву даже после существенного ущерба, который могут нанести ракеты, бомбы или воздушные дроны», – отмечает Скотт Савиц. По его словам, морские беспилотники в скором времени покажут такую же эффективность, как их воздушные собратья.
Наша газета уже писала, что выпускаемые в РФ в массовом количестве дешевые дроны-камикадзе, которым управляет в реальном времени оператор, часто оказываются более эффективными, чем дорогие танки или артиллерия (см. «НГ» от 28.03.23). Абсолютной новацией российско-украинского конфликта стало массовое применение кустарных дронов-камикадзе, которые поражают армейскую бронетехнику, артиллерию и укрепления. Собранное в полукустарной мастерской устройство за 500 долл. способно уничтожать вражескую технику ценой в миллионы долларов, чему есть многочисленные видеоподтверждения. При этом массовое производство легких дронов-камикадзе фактически было налажено в РФ силами волонтеров. Точно так же усилиями волонтеров была начата и широкая подготовка операторов таких воздушных дронов.
Морские же дроны-камикадзе пока значительно дороже своих легких воздушных собратьев. Да и собрать флотилию морских дронов без поддержки западных средств связи (вроде Starlink) и промышленных предприятий практически невозможно. Именно поэтому США и обеспечивают спутниковую поддержку применения украинских морских дронов-камикадзе. И не скрывают, что они планируют использовать эти морские дроны в своей стратегии транспортной изоляции Крыма. Адам Смит, главный демократ в Комитете по вооруженным силам Палаты представителей США, сказал, что «люди понимают, что Украина не собирается военным путем отвоевывать Крым», напоминают аналитики RAND. Однако с помощью морских дронов (USV) возможно существенно осложнить снабжение наших сил в Крыму.
«Концепция проста: усеянные камерами, низкопрофильные, начиненные взрывчаткой USV будут направлены к своим целям. Эта новая техника сможет топить военные корабли и разрушать морскую инфраструктуру. USV хорошо подходят для роевых сетевых атак и они относительно недороги. Крупномасштабные атаки с использованием десятков USV могут нанести огромный ущерб», – рассказывает Скотт Савиц.
Таким образом, американская стратегия действий на Черном море давно анонсирована и подробно описана. И вопрос сегодня только в том, смогут ли наши военные и специалисты найти самые эффективные средства защиты от вполне уязвимых морских дронов.
Михаил Сергеев