В центре внимания
Статья директора ЦАСТ Руслана Пухова для журнала «Россия в глобальной политике»
Интервью директора ЦАСТ Руслана Пухова журналу «Историк»

«Тапиров» много не бывает: российскому флоту нужно больше десантных кораблей

«Тапиров» много не бывает: российскому флоту нужно больше десантных кораблей

Андрей Петров


Вопрос создания перспективного десантного корабля стоит в России очень остро. Подобного типа судна активно используются с 2012 года, в том числе в ходе операции в Сирии, а их ресурс интенсивно расходуется. Как сообщают СМИ, сейчас в Балтийске проходит испытания новый большой десантный корабль «Иван Грен».

Головной корабль проекта 11711 «Иван Грен» является развитием проекта 1171 «Тапир». Всего на данный момент планируется постройка двух кораблей, хотя изначально их планировалось создать в три раза больше. Второй корабль будет заложен после того, как головной «Иван Грен» пройдет испытания. Конструкторы хотят понять, какие изменения и дополнения нужно будет внести в проект БДК.

На базе Балтийского флота головному кораблю предстоит пройти серию испытаний, в том числе отработать выходы с десантом в море, прием и отправку вертолетов, а также высадку десанта на необорудованное побережье. Его предшественник «Тапир» поставил высокую планку, хотя развитие этого проекта оснащено еще лучше — проект доработали современными бортовыми системами, автоматикой и даже сравнивают с вертолетоносцами «Мистраль», которые так и не доплыли до России.

«Я бы не стал эти корабли сравнивать с „Мистралями“. Достаточно взглянуть на базовые характеристики — водоизмещение, количество переносимых вертолетов для понимания, что это абсолютно разные суда, тем более наша серия ограничена двумя корпусами.

Вопрос создания десантного корабля стоит остро в связи с тем, что начиная с 2012 года, эти суда используются очень активно. В тот момент, когда появились проблемы с доставкой военных грузов в Сирию, стали арестовывать и задерживать наши суда, лишать их страховки, мы начали использовать десантные корабли. Их наплаванность сейчас, возможно, самая большая на флоте.

Естественно, что такими темпами очень интенсивно расходуется моторесурс, нужны постоянные ремонты. А многие корабли были созданы десятилетия назад. Все что сейчас мы имеем — это в основном остатки от проекта 1171 „Тапиры“, буквально два-три корабля на разных флотах советской постройки, переделанные из гражданских, и суда специализированной польской постройки 775 проекта в разных исполнениях. Все перечисленные корабли выслуживают свои сроки, им нужна смена», — комментирует "Экономике сегодня«сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, капитан второго ранга в отставке Максим Шеповаленко.

В госпрограмме вооружения на 2018-2025 годы рассматривается еще одна альтернатива «Мистралям». Среди возможных вариантов — строительство авианосца проекта 23000 «Шторм» и универсального десантного корабля «Прибой». «Еще не факт, что ВМФ станет крупнейшим бенефициаром той программы вооружений, которую мы обещаем принять в 2018 году. Флот-вещь дорогая, а деньги в последнее время у нас научились считать. Самое главное в проекте десантного корабля обеспечить серийность. Мы серьезно страдаем от малосерийности в военном кораблестроении. Удешевление серии идет после постройки пятого корпуса и далее. Если кораблей в серии меньше, то ни о какой экономической эффективности говорить не стоит», — считает Шеповаленко.