Статья директора Центра АСТ Руслана Пухова для Defense News

Статья директора Центра АСТ Руслана Пухова для Defense News Авторитетное американское издание "Defense News" в очередном ежегодном специальном выпуске "Outlook 2019", представляющем мнения мировых политических и военных лидеров и авторитетов об итогах 2018 года и перспективах 2019 года в военно-политических отношениях, опубликовала и мнение директора Центра анализа статегий и технологий (Центр АСТ) Руслана Пухова: "Director of Moscow-based think tank CAST: Putin is a leader made for the Russian Federation". Заметка посвящена главному политическому событию 2018 года для России - очередному переизбранию Владимира Путина на пост Президента Российской Федерации. 

Для России главным событием 2018 года стало очередное переизбрание Владимира Путина на пост президента на шесть лет. Несмотря на то, что в силу характера путинского режима само переизбрание не стало какой-либо неожиданностью, однако оно продемонстрировало, что Путин остается безальтернативным общенациональным лидером в России, опирающимся на широкую массовую поддержку населения и консенсусную поддержку элит.

Таким образом, внутренняя и внешняя политика России остается на прежнем курсе на многие годы вперед - поскольку никто не сомневается, что Путин тем или иным образом сохранит контроль над страной и после окончания своего президентского срока в 2024 году. Собственно, именно преемственность и стабильность курса Путина и являются главным его достижением в глазах большей части населения, поскольку Путин смог обеспечить поступательное развитие экономики, благосостояния и общественного порядка в стране. Путин фактически реализовал знаменитую формулу русского премьера начала ХХ столетия Петра Столыпина: "Дайте мне 20 лет спокойствия и вы не узнаете Россию", и в этом смысле голосуя за Путина российские избиратели голосуют в первую очередь за продолжение "спокойствия", обеспечивающего модернизацию страны. Успешность этой модернизации и скачок в благосостоянии и развитии инфраструктуры были наглядно продемонстрированы эффектным проведением летом 2018 года в России Чемпионата мира по футболу.

Путин и его администрация по-прежнему продолжают оставаться мощным драйвером модернизации России в западном стиле и в этом смысле Путин продолжает восхитительно твердо держать Россию на прозападном курсе, что является особенно поразительным в условиях внешнеполитической конронтации с Западом. Хотя на Западе Путина усиленно изображают в качестве некоего архитектора "антизападного похода" и вождя глобальных антизападных сил, желающего чуть ли не "разрушить западные демократии", однако очевидно, что в российском контексте Путин намного либеральнее и прозападнее, чем большая часть населения России и российских элит. Действительно, согласно всем опросам и голосованиям, большинство русского народа высказывается за намного менее либеральные и более популистские и просоциалистические подходы в области экономики и за куда большую жесткость во внутренней и внешней политике. В этом смысле Путин выглядит воплощением произнесенной еще 200 лет назад известной формулы Александра Пушкина, что "правительство есть единственный европеец в этой стране".

Авторитарный характер путинского правления позволяет российской администрации проводить жесткую ответственную финансовую политику, принимая в случае необходимости непопулярные меры - вроде одобренного решения о повышении пенсионного возраста. Это позволяет удерживать макроэкономический баланс в весьма хорошем состоянии, несмотря все возрастающее давление американских санкций.

Во внешней и оборонной политике Путин в предстоящие шесть лет, видимо, будет продолжать придерживаться осторожной линии, направленной прежде всего за минимизацию издержек от конфронтации с Западом. Характерно, что законопроект о федеральном бюджете России на 2019-2021 годы предусматривает фактическое сокращение военных расходов в этот период (согласно нашим оценкам, с учетом дополнительных выплат бюджетных сокращения фактически не произойдет, но и реального роста военного бюджета также не будет).

Россия продолжит сдержанное и консервативное военное развитие, ориентируясь на постепенную техническую модернизацию и прежде всего на продолжение формирования группировки сухопутных войск на границе с Украиной с целью расширения возможностей по вмешательству в ход украинского конфликта. При этом по-прежнему Москвой не будет производиться существенного наращивания сил на европейском (северо-западном) направлении, несмотря на взаимную конфронтационную риторику НАТО и России и усиление военного присутствия США в Европе.

Судя по одобренной Путиным в декабре 2017 года новой Государственной программе вооружений на 2018-2027 годы, многие масштабные и наиболее дорогостоящие перспективные программы в области авиации и флота фактически переносятся на середину будущего десятилетия или за пределы 2027 года.

В Сирии Путиным будет осуществляться политика попыток закрепления политическим и дипломатическим путем достигнутых в ходе русской интервенции военных успехов - хотя на пути этого будет стоять все более усиливающееся вовлечение США в Сирии. А поскольку Вашингтон, в отличие от Москвы, не имеет в Сирии никакой позитивной повестки дня, то американцы обладают большей свободой действий в этой стране.

Активное давление со стороны Соединенных Штатов на Россию в последние годы, включая постоянное наращивание санкций, привели российскую политическую элиту к мнению о невозможности достижения какого-либо политического урегулирования с США в обозримом будущем, включая перспективы ослабление американских санкций. В России сейчас широко полагают, что даже в случае полной капитуляции Москвы по основным "узловым" направлениям внешней политики, Вашингтон вряд ли пойдет на существенное ослабление санкций, эффективность которых как рычага давления в этом случае будет тем более полностью доказана. В результате обшественное мнение России все более настраивается на длительную конфронтационную полосу в отношениях с Западом и США, где критическую роль будут играть долгосрочные устойчивость экономики и общества.

Если Россия с минимальными потерями сможет выдержать 10 или 15 лет такого конфронтационного периода, то, как считается, постепенная усталость Запада от конфронтации при отстуствии значимых идеологических составляющих для нее, а также изменение соотношения сил в мире, в первую очередь ввиду нарастающего конфликта США и Китая, откроют для Москвы окно возможностей для урегулирования отношений с Западом при сохранении основных собственных позиций (таких как Крым и сохранение зоны вляния на территории бывшего СССР). И Владимир Путин выглядит в глазах русских идеальным лидером для этого периода конфронтации.

Источник: Defense News

Дата публикации: 12.12.2018