В центре внимания
Статья директора ЦАСТ Руслана Пухова для журнала «Россия в глобальной политике»
Интервью директора ЦАСТ Руслана Пухова журналу «Историк»

Статья директора Центра АСТ Руслана Пухова для Defense News

Статья директора Центра АСТ Руслана Пухова для Defense News Авторитетное американское издание "Defense News" в очередном ежегодном специальном выпуске "Outlook 2019", представляющем мнения мировых политических и военных лидеров и авторитетов об итогах 2018 года и перспективах 2019 года в военно-политических отношениях, опубликовала и мнение директора Центра анализа статегий и технологий (Центр АСТ) Руслана Пухова: "Director of Moscow-based think tank CAST: Putin is a leader made for the Russian Federation". Заметка посвящена главному политическому событию 2018 года для России - очередному переизбранию Владимира Путина на пост Президента Российской Федерации. 

Для России главным событием 2018 года стало очередное переизбрание Владимира Путина на пост президента на шесть лет. Несмотря на то, что в силу характера путинского режима само переизбрание не стало какой-либо неожиданностью, однако оно продемонстрировало, что Путин остается безальтернативным общенациональным лидером в России, опирающимся на широкую массовую поддержку населения и консенсусную поддержку элит.

Таким образом, внутренняя и внешняя политика России остается на прежнем курсе на многие годы вперед - поскольку никто не сомневается, что Путин тем или иным образом сохранит контроль над страной и после окончания своего президентского срока в 2024 году. Собственно, именно преемственность и стабильность курса Путина и являются главным его достижением в глазах большей части населения, поскольку Путин смог обеспечить поступательное развитие экономики, благосостояния и общественного порядка в стране. Путин фактически реализовал знаменитую формулу русского премьера начала ХХ столетия Петра Столыпина: "Дайте мне 20 лет спокойствия и вы не узнаете Россию", и в этом смысле голосуя за Путина российские избиратели голосуют в первую очередь за продолжение "спокойствия", обеспечивающего модернизацию страны. Успешность этой модернизации и скачок в благосостоянии и развитии инфраструктуры были наглядно продемонстрированы эффектным проведением летом 2018 года в России Чемпионата мира по футболу.

Путин и его администрация по-прежнему продолжают оставаться мощным драйвером модернизации России в западном стиле и в этом смысле Путин продолжает восхитительно твердо держать Россию на прозападном курсе, что является особенно поразительным в условиях внешнеполитической конронтации с Западом. Хотя на Западе Путина усиленно изображают в качестве некоего архитектора "антизападного похода" и вождя глобальных антизападных сил, желающего чуть ли не "разрушить западные демократии", однако очевидно, что в российском контексте Путин намного либеральнее и прозападнее, чем большая часть населения России и российских элит. Действительно, согласно всем опросам и голосованиям, большинство русского народа высказывается за намного менее либеральные и более популистские и просоциалистические подходы в области экономики и за куда большую жесткость во внутренней и внешней политике. В этом смысле Путин выглядит воплощением произнесенной еще 200 лет назад известной формулы Александра Пушкина, что "правительство есть единственный европеец в этой стране".

Авторитарный характер путинского правления позволяет российской администрации проводить жесткую ответственную финансовую политику, принимая в случае необходимости непопулярные меры - вроде одобренного решения о повышении пенсионного возраста. Это позволяет удерживать макроэкономический баланс в весьма хорошем состоянии, несмотря все возрастающее давление американских санкций.

Во внешней и оборонной политике Путин в предстоящие шесть лет, видимо, будет продолжать придерживаться осторожной линии, направленной прежде всего за минимизацию издержек от конфронтации с Западом. Характерно, что законопроект о федеральном бюджете России на 2019-2021 годы предусматривает фактическое сокращение военных расходов в этот период (согласно нашим оценкам, с учетом дополнительных выплат бюджетных сокращения фактически не произойдет, но и реального роста военного бюджета также не будет).

Россия продолжит сдержанное и консервативное военное развитие, ориентируясь на постепенную техническую модернизацию и прежде всего на продолжение формирования группировки сухопутных войск на границе с Украиной с целью расширения возможностей по вмешательству в ход украинского конфликта. При этом по-прежнему Москвой не будет производиться существенного наращивания сил на европейском (северо-западном) направлении, несмотря на взаимную конфронтационную риторику НАТО и России и усиление военного присутствия США в Европе.

Судя по одобренной Путиным в декабре 2017 года новой Государственной программе вооружений на 2018-2027 годы, многие масштабные и наиболее дорогостоящие перспективные программы в области авиации и флота фактически переносятся на середину будущего десятилетия или за пределы 2027 года.

В Сирии Путиным будет осуществляться политика попыток закрепления политическим и дипломатическим путем достигнутых в ходе русской интервенции военных успехов - хотя на пути этого будет стоять все более усиливающееся вовлечение США в Сирии. А поскольку Вашингтон, в отличие от Москвы, не имеет в Сирии никакой позитивной повестки дня, то американцы обладают большей свободой действий в этой стране.

Активное давление со стороны Соединенных Штатов на Россию в последние годы, включая постоянное наращивание санкций, привели российскую политическую элиту к мнению о невозможности достижения какого-либо политического урегулирования с США в обозримом будущем, включая перспективы ослабление американских санкций. В России сейчас широко полагают, что даже в случае полной капитуляции Москвы по основным "узловым" направлениям внешней политики, Вашингтон вряд ли пойдет на существенное ослабление санкций, эффективность которых как рычага давления в этом случае будет тем более полностью доказана. В результате обшественное мнение России все более настраивается на длительную конфронтационную полосу в отношениях с Западом и США, где критическую роль будут играть долгосрочные устойчивость экономики и общества.

Если Россия с минимальными потерями сможет выдержать 10 или 15 лет такого конфронтационного периода, то, как считается, постепенная усталость Запада от конфронтации при отстуствии значимых идеологических составляющих для нее, а также изменение соотношения сил в мире, в первую очередь ввиду нарастающего конфликта США и Китая, откроют для Москвы окно возможностей для урегулирования отношений с Западом при сохранении основных собственных позиций (таких как Крым и сохранение зоны вляния на территории бывшего СССР). И Владимир Путин выглядит в глазах русских идеальным лидером для этого периода конфронтации.

Источник: Defense News

Дата публикации: 12.12.2018