В центре внимания
Статья директора ЦАСТ Руслана Пухова для журнала «Россия в глобальной политике»
Интервью директора ЦАСТ Руслана Пухова журналу «Историк»

Для Тихоокеанского флота закажут шесть дизельных подлодок типа «Варшавянка»

Для Тихоокеанского флота закажут шесть дизельных подлодок типа «Варшавянка»
Источник: Ведомости

Алексей Никольский


Командование Военно-морского флота (ВМФ) России приняло окончательное решение построить шесть дизель-электрических подлодок проекта 636.3 «Варшавянка» для Тихо­океанского флота (ТОФ), заявил во вторник заместитель главкома ВМФ вице-адмирал Александр Федотенков. Это сообщение он сделал на церемонии спуска на воду на петербургских «Адмиралтейских верфях» подлодки «Колпино», шестой заключительной лодки этого типа, построенной по контракту 2011 г. для Черноморского флота.

Строить все шесть лодок для ТОФ будут «Адмиралтейские верфи», информировал директор предприятия Александр Бузаков. «Адмиралтейские верфи» завершают также выполнение контракта на шесть лодок того же типа для ВМС Вьетнама — контракт заключен в 2010 г. на сумму до $4 млрд, в стоимость включено строительство береговой инфраструктуры.

По словам Федотенкова, для Балтийского и Северного флотов будут строиться уже лодки нового типа — пятого поколения. Лодки проекта 636 относят к третьему поколению, а к четвертому — лодки проекта 677 «Лада», головная находится в опытной эксплуатации на Северном флоте. Строительство этой серии лодок вызвало технические трудности. Проект неатомной лодки пятого поколения «Калина» станет развитием проекта «Лада».

Лодка проекта 636.3 — модернизированный вариант лодки проекта 877, известного под названием «Варшавянка». Она вооружена крылатыми ракетами типа «Калибр» — подлодка «Ростов-на-Дону» в прошлом году при переходе на Черное море обстреляла этими ракетами наземные цели в Сирии. Первая лодка проекта 877 была заложена в СССР еще в 1979 г., лодки экспортировались в семь стран ми­ра. В настоящее время ведутся переговоры о дополнительной закупке двух лодок этого типа ВМС Индии и еще двух лодок — ВМС Индонезии.

По словам сотрудника Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), первая тихоокеанская лодка будет заложена, скорее всего, уже в будущем году — контракт еще предстоит подписать. Тем не менее вчерашние заявления на «Адмиралтейских верфях» имеют важное значение, говорит он: до сих пор планировалось разделить этот заказ между этим предприятием и Амурским судостроительным заводом (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре. От этой идеи отказались, так как возникли сомнения в способности этого предприятия выполнить заказ в приемлемые сроки. По оценке собеседника «Ведомостей», стоимость нового заказа на шесть лодок может составить порядка 70 млрд руб.

По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, выбор лодок третьего поколения для ТОФ — спорное решение. На Черном море главным была скорость выполнения заказа и возможность стрельбы по берегу, а для ТОФ нужны современные лодки нового поколения — для дуэльных ситуаций.

Ждать их слишком долго, а новые корабли ТОФ нужны срочно — тихоокеанские лодки проекта 877 самые старые и замена нужна как можно быстрее, парирует офицер Минобороны.