В центре внимания
Интервью директора ЦАСТ Руслана Пухова журналу «Историк»
Статья директора ЦАСТ Руслана Пухова для журнала «Россия в глобальной политике»

Индия создаст свой самолет 5-го поколения

Индия создаст свой самолет 5-го поколения
Источник: «MK.ru»

Индия не намерена приобретать российские самолеты 5-го поколения на базе Су-57. Вместо этого индийцы создадут отечественный тяжелый истребитель. Так, начальник штаба ВВС Индии маршал Ракеш Бхадаурия рекомендовал индийскому агентству оборонных исследований (DRDO) форсировать разработку и создание такого самолета. Озвучен срок его появления - истребитель 5-го поколения должен взлететь не позднее 2030 года. Осилят ли такую задачу индийцы и что, на самом деле, стоит за речью маршала ВВС, разбирался «МК» вместе с экспертами.

Индия не станет покупать истребитель 5-го поколения за границей, потому что скоро создаст его сама. Поводом к такому громкому заявлению недавно назначенного маршала ВВС Индии Ракеша Бхадаурии стала демонстрация 15 октября в Сеуле полноразмерного макета истребителя 5-го поколения KF-X — ближайшего азиатского конкурента американцев F-22 Raptor, F-35 Lighting II и Су-57.

Ракеш Бхадаурия призвал ускорить работу над современными технологиями, которых все еще нет в Индии. На это маршал дал 10 лет. Однако эксперты «МК» скептически отнеслись к словам индийского военачальника.

-Это чистой воды популизм. Маршал Бхадаурия не так давно вступил в должность, и теперь зарабатывает политические очки, - считает замдиректора Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Владимир Шварев. – Индия вынуждена лавировать, чтобы не нарваться на санкции США из-за сотрудничества в оборонной отрасли с Россией. Поэтому заявление Ракеша Бхадаурия — это, скорее, попытка потрафить своим властям.

С другой стороны, тот же Бхадаурия еще две недели назад подтвердил планы Индии по модернизации истребителей Су-30МКИ, а также по закупке еще 12 машин этого типа. Су-30МКИ собираются индийской корпорацией HAL из комплектующих, поставляемых Иркутским авиазаводом.

При этом Индия продолжает закупать технику и оружие в США, Франции.

По мнению Владимира Шварева, именно нечеткая география закупок, неразборчивость и разношерстность приобретаемых образцов может быть одним из главных препятствий в разработке и создании самолета 5-го поколения в Индии.

-Индийцы, например, охотно берут американские вертолеты. И это при том, что у них в ангарах немало российских ударных винтокрылых машин, - отмечает Шварев. – Это приводит к усложнению обслуживания, логистики, и в итоге ползут вверх расходы и затраты. А Индия, чтобы там не говорили, не так богата, чтобы разбрасываться финансами. И часто у них желания и амбиции не совпадают с реальными возможностями.

По словам Владимира Шварева, эта проблема провоцирует огромные трудности для индийской оборонки.

-У них постоянно срываются сроки реализации оборонных программ. Причем это касается самых крупных заказов по линии ВВС, ВМС, ракетных войск. Проблем тут две: бюрократизм и недостаточное финансирование, - отметил Владимир Шварев.

В свою очередь, директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов сказал «МК», что индийцам, скорее всего, рано или поздно придется покупать новейшие самолеты на стороне.

-Давайте признаемся: Индия технически и профессионально пока не готова создать самолет 5-го поколения, - сказал Руслан Пухов. - И вот почему: больше 30 лет они доводят до ума свой самолет 4-го поколения HAL Tejas. Однако он до сих пор не готов и не может пойти в крупную серию. О каком тогда тяжелом истребителе 5-го поколения собственной разработки может идти речь, если индусам оказался не под силу аппарат предыдущей итерации?

Эксперт отметил, что Индия при поддержке России уже пыталась приступить к созданию легкого и среднего самолета новейшего поколения. Однако вскоре вышла из проекта - не потянула. Теперь, как уверяет Руслан Пухов, Индия вновь испытывает «обострение беспричинной самоуверенности».

-У них может быть очень много проектов в голове или на бумаге, однако воплощения в «железе» почти ни она индийская разработка так и не получила. Поэтому слова маршала - это желание казаться лучше, чем ты есть на самом деле, - заключил эксперт.

Руслан Пухов уверен: Индии в будущем все-таки придется раскошелиться на самолеты 5-го поколения. И не исключено, что это будет именно российский Су-57, который по многим параметрам лучшее воплощение поколения «5».

Максим Кисляков