В центре внимания
Российский совет по международным делам взял интервью у директора Центра АСТ и соредактора книги «Турецкая военная машина: сила и слабость» Руслана Пухова
Интервью с заместителем директора Центра АСТ Константином Макиенко

Российские производители оружия наращивают бизнес за счет госзаказов

Российские производители оружия наращивают бизнес за счет госзаказов
Источник: ПРАЙМ

МОСКВА, 6 дек - ПРАЙМ, НАТАЛЬЯ КАРНОВА. Российская военная промышленность заняла 8,1% мирового рынка вооружений, продав за 2015 год продукции на 30 млрд долларов. Это на 6,2% больше, чем в предыдущем году, посчитали эксперты Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI). Годом ранее этот показатель рос более существенно – почти на 50%. Разницу авторы рейтинга объясняют падением курса рубля в 2015 году и, как следствие, снижением долларовой стоимости внутренних заказов. 

Рост военных продаж России действительно имеет место. Основная его причина – увеличение гособоронзаказа, считает замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. "Экспорт у нас уже несколько лет находится на одном уровне – 14-15 млрд долларов в год, а вот продажи вооружения внутри страны растут. Традиционно на первом месте авиатехника, которая дает до половины объема дохода за счет высокой цены и необходимости докупать средства поражения, формировать наземную инфраструктуру и т.п.", - рассказал он. 

Кроме того, в последние два года Рособоронэкспорт осуществил значимые поставки военно-морской техники и средств ПВО, добавил эксперт.  Этим можно объяснить лидерство в рейтинге концерна "Алмаз-Антей", занявшего 11-е место в общем списке торговцев оружием. За ним следуют Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Они заняли 17 и 19 места соответственно. 

В первую сотню вошли также холдинг "Вертолеты России" и корпорация "Тактическое ракетное вооружение", которые показали максимальный рост за год (почти на 17%).  Это произошло за счет модернизации оборудования и роста внутренних закупок, объясняют в SIPRI. 

Если говорить о мировом рынке вооружений, то он достиг максимального объема в 2010 году, с тех пор идет спад. За прошлый год мировые военные корпорации из списка SIPRI продали оружия на 370 млрд долларов, что на 0,6% меньше, чем годом ранее. 

Три четверти этого объема приходятся на США и страны Западной Европы. Американские фирмы по-прежнему лидируют в рейтинге, продав за год оружия на 209,7 млрд долларов. На первом месте, как и в прошлом году, концерн Lockheed Martin, на втором Boeing, и лишь на третьем британская BAE Systems. 

Однако продажи американских военных компаний за год в совокупности снизились почти на 3%. Эксперты связывают это с экспортными ограничениями, промедлением с поставками техники и укреплением доллара. Кроме того, США экспортируют вооружение по трем программам, а официальный учет ведут лишь по одной - Foreign military sales, при этом считают не заключенные контракты, а выданные лицензии. Таким образом, солидный кусок американского экспорта остается неохваченным, отметил издатель журнала "Экспорт вооружений" Руслан Пухов.  

В то же время объемы сбыта продукции западноевропейских компаний выросли на 6,6%. Так, у шести французских компаний рост общего объема продаж составил 13%. Эксперты связывают это с несколькими крупными контрактами, в частности, на поставки истребителей Rafale в Индию, Катар, Египет. Кроме того, французы продали Египту два вертолетоносца «Мистраль», изготовленных для России. Это и дает основную долю европейского прироста. 

При этом эксперты призывают не относиться к данным SIPRI, как к истине в последней инстанции. "Тренд они показывают верно, а вот с точными цифрами могут быть нестыковки. Дело в том, что де-факто они считают не в долларах, а условных единицах, при этом стоимость товара оценивают не исходя из его технико-тактических характеристик, а с учетом влияния на безопасность. Иными словами, по цене дешевый китайский танк может быть приравнен к американскому из-за одинакового поражающего действия. Таким образом, точность данных института не превышает 65-75%", - пояснил Пухов. 

По его словам, мировой рынок вооружений в целом уже сложился, но из-за прихода новых игроков (Китай, Турция, Южная Корея и др.) становится все более конкурентным. В этой ситуации ожидать резкого роста кого-либо из занявших свою нишу игроков сложно. 

Не исключение и Россия, которая имеет репутацию надежного поставщика, не выдвигающего, в отличие от США, политических требований. Поэтому экспорт останется в прежних границах, а вот гособоронзаказ продолжит расти, пока не закончится программа перевооружения армии. Пока она запланирована до 2020 года, но не исключено, что будет продлена. Таким образом, Россия избежит падения и с большой долей вероятности продолжит рост продаж вооружения в пределах 2015 года, заключают эксперты.