В центре внимания
Алексей Хазбиев опубликовал рецензию на книгу "Турецкая военная машина: сила и слабость", подготовленную Центром АСТ, в журнале "Эксперт".
Книга под редакцией Руслана Пухова и Михаила Барабанова рассказывает о вооруженных силах и ОПК Турции.
Алексей Рамм о книге «Оборонная промышленность и ВТС Индии с зарубежными государствами»

Секрет "Воеводы"

Секрет "Воеводы"
Источник: Коммерсантъ
Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь", входящий в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), вчера объявил о закладке головного корабля проекта 23700, разработанного петербургским "Северным ПКБ". Судно получило название "Воевода". На официальном сайте "Янтаря" говорится, что оно будет выполнять функции "обеспечения аварийно-спасательных работ". Контракт с заказчиком, Министерством промышленности и торговли РФ, подписан в декабре прошлого года, закладка запланирована на 21 апреля, а сдача — на ноябрь 2019 года.

Водоизмещение судна составляет 7,5 тыс. тонн, длина достигает 111 метров. Корабль сможет развивать скорость до 22 узлов, а дальность его плавания ограничена 5 тыс. миль.

Очевидно, что Минпромторг не будет заниматься эксплуатацией судна по окончании его строительства, но ни на "Янтаре", ни в ОСК, ни в федеральном министерстве не раскрывают, кто будет эксплуатантом. Не раскрывают стороны и перечень оборудования, которым насытят "аварийно-спасательное судно", а также количество судов, которые будут построены в серии.

"Корабль будет один", — утверждает источник "Ъ" в отрасли. "Судя по шифру проекта, речь идет о военном корабле", — рассуждает другой собеседник "Ъ". Но Военно-морской флот, заказывая строительство кораблей, как правило, обходится без посредников. При этом, по информации "Ъ", корабль не проходит через департамент гражданского судостроения ОСК.

Главный редактор журнала "Экспорт вооружений" Андрей Фролов полагает, что речь может идти о "бюджетном маневре": оборонные расходы по строительству корабля формально не будут считаться военными. "Это может быть корабль специального назначения для ГУГИ (секретное подразделение Минобороны. — "Ъ"), но точно не определить. Был бы пароход, а задачи под него найдутся", — сказал господин Фролов.

Несколько собеседников "Ъ" в отрасли считают, что по своему внешнему виду (изображение будущего судна опубликовано на официальном сайте "Янтаря") корабль больше напоминает яхту, чем аварийно-спасательное судно. "Нет ни кранов, ни кран-балок — ничего", — удивляется один из собеседников "Ъ". "Это, конечно, яхта — это точно совершенно. Очевидно, что она предназначена для походов по северным морям", — уверен другой собеседник "Ъ".

"Данное судно по архитектуре и описанным функциональным возможностям больше напоминает популярный сейчас тип Expedition Yacht. На представленной картинке присутствуют все характерные атрибуты. Дизайн, правда, уж очень утилитарный, до полноценной яхты для частного заказчика недотягивает, но, возможно, это сделано намеренно. Полагаю, есть все основания считать, что истинное назначение судна не соответствует заявленным целям, и оно будет использоваться для специфических нужд очень высокопоставленных государственных чинов", — считает Александр Богдашевский, директор ООО "Амета", специализирующегося на строительстве малотоннажных яхт для частных заказчиков.

По словам господина Богдашевского, определяющую роль в стоимости такого судна играет уровень его отделки и насыщения. По его приблизительной оценке, цена с учетом выбранного завода может составить около €50 млн.