В центре внимания
Статья директора ЦАСТ Руслана Пухова для журнала «Россия в глобальной политике»
Интервью директора ЦАСТ Руслана Пухова журналу «Историк»

Зачем понадобилась новая редакция Морской доктрины

Зачем понадобилась новая редакция Морской доктрины

Руслан Пухов


Новую редакцию Морской доктрины Российской Федерации президент Владимир Путин утвердил месяц назад, 26 июля 2015 года. За прошедшее с тех пор время внесенные в доктрину изменения, вызвавшие немалый интерес и в России, и за рубежом, успели стать предметом многих дискуссий. И это закономерно, поскольку речь идет о системообразующем документе национальной морской политики и в целом неотъемлемой части стратегического планирования российского руководства.


КОГДА ВОССТАНОВИЛСЯ ОКЕАНСКИЙ СТАТУС ДЕРЖАВЫ

Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года была впервые утверждена еще в 2001 году, но долгое время оставалась в своего рода тени, рассматриваясь скорее как формальный документ с благими пожеланиями. Хотя ее разработка осуществлялась при ведущей роли Военно-морского флота России, однако это обстоятельство в условиях сохранявшейся длительное время ограниченности оборонного бюджета страны вело к относительной труднореализуемости и абстрактности заложенных в Морскую доктрину положений. ВМФ, находившийся в состоянии упадка после распада СССР и скованный нехваткой ресурсов, в прошлые годы объективно не мог играть роль опоры провозглашавшейся в Морской доктрине национальной морской политики.

В последние несколько лет обстоятельства существенно изменились. Начал развертываться активный процесс обновления флота, а также резко возросла активность действующих кораблей ВМФ в Мировом океане. Такой интенсивности дальних походов, которую мы можем наблюдать в последние несколько лет, не знал даже ВМФ СССР в период своего расцвета под руководством адмирала С.Г. Горшкова. Это сразу привело к укреплению позиций России как морской державы.

Но, с другой стороны, возобновление активного строительства ВМФ обнаружило большое количество проблем в области военного кораблестроения и создания новых систем морских вооружений. В результате «военно-морской сегмент» остается своего рода отстающей частью реализуемой Государственной программы вооружения на 2011–2020 годы, а реальное усиление боевого потенциала флота затягивается.

Наконец, в последнее время произошли существенные изменения международной ситуации, непосредственно затрагивающие положение России на море. В первую очередь речь идет о воссоединении в 2014 году с Российской Федерацией Крыма и Севастополя и необходимости принятия мер для скорейшей интеграции новых субъектов в экономическом, политическом и военном отношении, с опорой в том числе на это воссоединение — к восстановлению присутствия российского морского флота в Средиземном море. Одновременно негативная реакция западных стран на это воссоединение и в целом на подъем потенциала России привела к обострению военно-политической обстановки на западных рубежах страны и в западных морях.

Поэтому назрела корректировка Морской доктрины и внесение в нее положений, отвечающих складывающемуся положению вещей. Как очевидно, корректировка была произведена руководством страны весьма оперативно, что наглядно указывает на явное повышенное внимание к военно-морской деятельности и на то, что Морская доктрина рассматривается теперь как действенный руководящий документ государственной стратегии.

Морская доктрина России охватывает четыре функциональных и шесть региональных направлений. Четыре функциональных направления — это военно-морская деятельность, морской транспорт, морская наука, а также разработка полезных ископаемых. Региональные направления — это атлантическое, арктическое, тихоокеанское, каспийское, индоокеанское и впервые добавленное в Морскую доктрину антарктическое.


ПРИОРИТЕТ РАЗВИТИЯ ВМФ

Основной упор в измененной редакции Морской доктрины сделан на двух геостратегических региональных направлениях: атлантическом и арктическом. Первое понятно в свете продолжающегося расширения НАТО в Евро-Атлантическом регионе с приближением альянса к российским рубежам и фактического возобновления холодной войны с Западом. Новая редакция Морской доктрины декларирует, что определяющим фактором в отношениях с НАТО остается неприемлемость для России планов приближения военной инфраструктуры альянса к ее границам. Определяя национальную морскую политику на атлантическом региональном направлении, Морская доктрина указывает на «существующие в этом регионе условия, ориентированные только на организацию Североатлантического договора (НАТО), а также несовершенство правовых механизмов обеспечения международной безопасности».

В свою очередь, Арктика рассматривается сейчас Москвой в качестве одного из главных регионов по приложению сил в народнохозяйственном и оборонном развитии. Это обусловливается наличием колоссальных богатств континентального шельфа в Арктике, усилением значения Северного морского пути, возможным сокращением льдов Северного Ледовитого океана, а также в целом значением Арктики для России как относительно свободного выхода в Атлантический и Тихий океаны. Россия приступила к активному «возвращению в Арктику» как в военном отношении (создание там «пятого» объединенного стратегического командования, активное развитие военной инфраструктуры), так и в экономическом (начало строительства нового атомного ледокольного флота, планы освоения шельфовых нефтегазовых месторождений).

Относительно Крыма и Севастополя теперь в Морской доктрине говорится, что должны быть обеспечены, помимо всего прочего, «совершенствование состава и структуры сил Черноморского флота, развитие их инфраструктуры в Крыму и на побережье Краснодарского края», а также «обеспечение транспортной доступности Крыма, развитие паромных линий в направлении Краснодарский край — Крым».

В свете активизации российского военного кораблестроения, попыток развития в России большого коммерческого судостроения и выявившихся при этом проблем, в новой редакции Морской доктрины вполне закономерно появился новый раздел, посвященный судо- и кораблестроению. Тем самым декларируется усиление внимания высших государственных органов как к военному кораблестроению, так и различным направлениям гражданского судостроения.

Важный раздел обновленной Морской доктрины касается вопросов государственного управления морской деятельностью, причем там очерчена роль Морской коллегии при правительстве Российской Федерации и уточнена компетенция других органов государственной власти, что позволит поставить реализацию положений национальной морской политики на плановую и долгосрочную основу.

Таким образом, принятие обновленной Морской доктрины Российской Федерации свидетельствует о высокой приоритетности развития Военно-морского флота и осуществления национальной морской политики в глазах нынешнего руководства страны.